Вячеслав Володин и Анна Александровна. Фото: Свободные. Саратов / youtube.com

Вячеслав Володин и Анна Александровна. Фото: Свободные. Саратов / youtube.com

Готовящееся признание структур, связанных с Алексеем Навальным, экстремистскими должно было получить предвыборное развитие и оно его получит – группа депутатов Госдумы во главе с председателем комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым (в группу, естественно, входят представители всех четырех представленных в Думе партий) внесла в парламент проект закона, запрещающий людям, причастным к экстремистским организациям, участвовать в выборах Госдумы.

Это ограничение, как гласит текст документа, распространяется не только на учредителей или руководителей организации и даже не только на рядовых участников, но и на «иных лиц, причастных к деятельности». То есть, как тут же заботливо расшифровывается, на тех, кто оказывал организации «денежную, имущественную, организационно-методическую, консультативную или иную помощь».

Другими словами – на тех, кто, например, сделал пожертвование, предоставил в аренду помещение или выступил с лекцией, даже просто по найму. Помощь-то оказана. Даже странно, что идея появилась только сейчас – ведь насколько проще с таким законом было бы, скажем, преследовать адвоката Ивана Павлова.

Еще один важный момент – запрет будет иметь обратную силу; срок отсчета начнется за три года до признания организации экстремистской для ее руководителей и за год – для рядовых членов и «помощников».

Цель инициативы лежит на поверхности. Вряд ли законодатели имеют в виду поставить барьер для избрания в Госдуму футбольным хулиганам, скинхедам, «Свидетелям Иеговы» или «староверам-инглингам», то есть организациям, уже признанным экстремистскими. Они и без того баллотируются, скажем так, неактивно, и для борьбы с ними хватало и старых законов.

Понятно, что речь идет о сторонниках Навального. И едва ли можно ошибиться, прогнозируя дальнейшее развитие идеи: не ясно, например, почему запрещать выдвигаться надо только в Госдуму. Вероятнее всего, запрет вскоре захотят распространить также на выборы регионального и муниципального уровней. Кроме того, экстремистам и их пособникам понадобится запретить занимать должности на госслужбе или иметь адвокатскую лицензию. И так далее. Не говоря уже о том, что в новом статусе экстремистов им и так будет запрещено распространять любые материалы в СМИ.