5 мая 1921 года случилась одна из главных сенсаций за всю историю парфюмерии: Коко Шанель выпустила в продажу свой первый аромат. Он был не похож ни на один другой, которые продавались в Париже в то время, и благополучно пережил большинство духов, которые считались тогда модными. Не будет преувеличением сказать, что Chanel № 5 — самые знаменитые духи на свете. Ну вот реально, кто может с ними соперничать за это звание — Shalimar, Poison, Opium, Angel? При всем уважении, это несерьезно. Они упоминаются и в «Мастере и Маргарите», и в «Бриллиантовой руке», и не надоедают уже бог весть какому поколению женщин: говорят, каждые 30 секунд в мире продается один флакон.
Но, конечно, в мае 1921-го они выглядели, гм, весьма оригинальным продуктом.
Во-первых, название, с ходу ставившее в тупик. Испокон века духи назывались призывно, ярко, по возможности загадочно. «Золотой сон», «Помпея», «Скарабей» (фирма L.T. Piver), «После ливня», «Синий час», «Мицуко» (Guerlain), «Люби только меня», «Ванна с шампанским» (Caron). Или по названию можно было понять, чем пахнет продукт: «Лесной ландыш», «Английская лаванда», «Пармская фиалка» и так далее, вплоть до совсем простецкого «Несколько цветов» (бесхитростность, впрочем, обманчива — это были легендарные и довольно сложно устроенные духи, бестселлер фирмы Houbigant). А тут не название, а какой-то инвентарный номер, как бы и не стремящийся привлечь к себе внимание (и именно поэтому сразу его привлекающий). И почему сразу «№ 5»? Где, спрашивается, тогда «Chanel № 1»? А «№ 4»?