
Сэр Исаак Ньютон в последние годы жизни. Мастерская Еноха Зеемана, ок. 1726–1730
Иллюстрация: National Portrait Gallery
«Прошлое – чужая страна: там все иначе». Эта фраза из романа «Посредник» Лесли Поулза Хартли (1953) давно превратилась в клише исторической науки. Тем не менее прошлое не обладает полностью независимым существованием: оно постоянно обновляется учеными – настоящими путешественниками во времени. Прошлое – это непрерывно изменяющаяся территория, это мир, который находится под угрозой исчезновения и непрерывно подвергается разграблению со стороны жадных до сувениров туристов-историков.
Патриция Фара (Patricia Fara) – известный историк науки, почетный профессор Клэр-колледжа (Кембридж) и популярная писательница. Ее новая книга «Жизнь после гравитации: лондонская карьера Исаака Ньютона» вышла в США 3 мая. К выходу книги профессор Фара опубликовала авторецензию на свою новую работу на портале History News Network (исторический журнал Университета Джорджа Вашингтона). С любезного разрешения журнала публикуем перевод этой колонки.
Что-то эта Патриция многовато оговорок делает. Призыв закэнселить Ньютона слышится нечетко. Похоже, она - всего лишь попутчица, а может даже, из тех, кто старается примазаться к прогрессивному движению! Ничего, и ее разоблачат, дайте только срок!
Я в шоке. Я, конечно, не Ньютон, а вот я - не вегетарианец. Что подумают потомки? Нет, я конечно, понимаю, что обо мне они особо-то думать не будут, у них дела поважнее, но вот как насчёт лауреатов Нобелевской премии, которые ели мясо животных, курили, не соблюдали моногамию, и носили кроссовки, сделанные в Китае (возможно, даже в лагерях для перевоспитания уйгуров)? Некоторые из них даже, боюсь, бокс любили! А что мы будем думать насчёт Пушкина, который брюхатил крепостных? А Толстой? А как насчёт Марка Аврелия, при котором и от имени которого людей распинали, бичевали и всячески мучали в промышленных количествах? А Аристотель, соучастник кровавых походов А.Ф.Македонского (грабежи, зверства, изнасилования, убийства и пытки мирного населения и уничтожение традиционной культуры в масштабах и количествах, каких сейчас и в Судане каком-нибудь не увидишь)? То, что делал сэр Ньютон, было нормой в его время – как, скажем, и избиения жён мужьями, и применение мучительных публичных казней. Ничего хорошего в этом нет, помнить и понимать это надо, но судить человека надо по нормам его времени и среды.
Ну а уж насчёт "усилении эксплуатации и неравенства, лежащих в основе нашей современной демократии" я ничего говорить не буду. Я с такими созданиями имел дело много в те времена, когда профессорствовал в западном университете, а сейчас могу позволить себе вообще не общаться с этими альтернативно одарёнными товарищами, чему очень рад. Если бы хотел, много бы мог рассказать Патриции о других цивилизациях, в которых с эксплуатацией и неравенством всё было тоже очень хорошо - но зачем это? Данная девушка поёт песни, мотивы которых ей вложили в голову, и проникновенное исполнение которых ей очень выгодно. Пусть чирикает - хавки дадут. Может, и на теньюрчик начирикает...
Предлагаю относиться к одному из величайших ученых в истории как к одному из величайших ученых в истории :)
Тем более, что это факт. При этом то, что сам Ньютон об этом думал, не имеет особой ценности. Ну и то, что найти какие-то образцы для подражания в современном смысле этого слова в истории мягко говоря, практически невозможно, это так — штрих к портретам.
В этой статье больше идеологии, чем фактов. Репаблик опять пробивает дно
К концу 17-го века Ньютон бросил заниматься физикой и математикой - науками, в которых более чем преуспел, и стал заниматься... алхимией и теологией. Смахивает на ранний Альцгеймер... Ну, это, как, если бы наш нобелевкий лауреат Петр Капица на старости лет бросил экспериментальную физику и занялся бы... ну, скажем, поиском доказательств существования бога.
Он вполне занимался алхимией и теологией параллельно с, фактически, основанием современной физики и раздела математики, который мы сейчас называем математическим анализом.
Да и алхимия с теологией на тот момент несколько отличались от сегодняшнего понимания этих терминов, сейчас его занятия было бы корректнее назвать экспериментальной химией и философией познания.
Все это верно только до конца 17-го века. После он занимался получением золота из ничего и познанием триединства бога. Это к современному понятию "наука" не относится. Об этом у нас
в 90-е был докфильм ВВС. Не думаю, что они врали. Кстати, о работорговле в нем ни слова...
Основная засада в том, что понятие «наука» в то время было другое. Де факто до дифференциального счисления Ньютона (то, на чём сломались древние греки) физики как теоретической дисциплины не существовало. То есть до него ничего как бы и не было ☹
Мы здесь оперируем современными понятиями, а не древних греков... Кстати, автором дифференциального исчисления считается Лейбниц. Это он впервые опубликовал свои материалы в этой области. Термин "дифференциальный" - тоже его изобретение. У Ньютона дифференциальное исчисление называлось "методом флюксий". Верно и то, что после смерти Ньютона у него в столе нашли черновики его метода флюксий и они датированы ранее публикаций Лейбница, но это проблема Ньютона, а не Лейбница...
Без относительно того, кто на ком стоял, F=ma - это дифференциальное уравнение и ровно после записи оного физика как теоретическая дисциплина и началась. А как это действо начиналось собственно всё равно.
То, что Вы написали не является дифуравнением. dx/dt=f[x(t).u(t)] - вот так записывается дифуравнение в общем виде с дифференцируемой правой частью почти всюду...
Ускорение - это вторая производная от координаты, а так как интерес представляет именно координата от времени, то это именно что дифференциальное уравнение. Я сожалею, что моё возможно неуклюжее высказывание приходится разъяснять.
Никакого разъяснения от Вас не требуется. Откройте книгу или вики, посмотрите, что такое дифференциальные уравнения. А Ваши рассуждения - похожи более на философию, чем на математику...
Спасибо Патриция. Спасибо Republic.