Ефим Честняков. Вход в город всеобщего благоденствия

Ефим Честняков. Вход в город всеобщего благоденствия

Который век в России ищут русскую идею. Главную мысль, которая объяснила нам все. Которая отменила бы все прочие вопросы и привела уже нас к счастью. Разве мы не заслужили немного счастья? Везучим народом нас не обзовешь, правда ведь, всякое приходилось терпеть, а счастья все-таки хочется. Ну, или если уж не счастья, то хотя бы понимания: за что нам это все? В чем наш смысл?

Столько сломано в ходе этих поисков копий, перьев и жизней. Почвенники сочиняли пухлые тома, объясняя, в чем наша особость. Западники глумились над почвенниками, потом вместо лесника пришли большевики, тех и других зачистили. Но выяснив, что с мировой революцией как-то пока не складывается, сами выкатили версию русской идеи – про возможность построения социализма в отдельно взятой стране. Заодно поубивали несколько миллионов сограждан – ради святого ведь дела!

Сейчас у государственников, которые ищут в русском бытии особый смысл, – новый виток обострения. На самом деле разговоры о «необходимости возродить государственную идеологию» – тоже ведь как раз об этом. И, кстати, с путинской версией русской идеи все более или менее ясно: посланы мы в мир, чтобы сохранить традиционные ценности, из которых главная – сам несменяемый президент. Все прочие страны, за исключением немногих наших союзников вроде Ирана и Северной Кореи, существуют только ради того, чтобы наши ценности осквернить. Когда-нибудь мы до них доберемся, а пока – без жалости будем давить внутренних пособников внешнего врага, верещащих про какие-то там свободы. Ну, и, конечно, с пониманием отнесемся к некоторому ухудшению уровня жизни – война есть война.

Вечный начальник

Но это все – забавы интеллектуалов. Однако простой народ тоже искал свое место на свете и свой смысл. Не скажу – всегда (хотя наверняка ведь всегда), но с конца XVIII века – точно. Это задокументировано – с тех времен осталось много следственных дел, выявляющих траекторию народного поиска.