Сергей Собянин и Анастасия Ракова во время осмотра временного госпиталя для больных с коронавирусом, оборудованного в выставочном павильоне № 75 на ВДНХ. Артем Геодакян/ТАСС

Сергей Собянин и Анастасия Ракова во время осмотра временного госпиталя для больных с коронавирусом, оборудованного в выставочном павильоне № 75 на ВДНХ. Артем Геодакян/ТАСС

Заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова, выступая на «Московском онкологическом форуме», предложила ввести материальную ответственность для граждан, которые не берегут свое здоровье. «Если человек систематически не хочет заниматься своим здоровьем, то тогда, наверное, частично, какую-то, в том числе, финансовую ответственность он должен нести», – сказала госпожа Ракова.

Потом, правда, пресс-служба комплекса социального развития Москвы опровергла такие планы. Ну как опровергла: в Москве «нет планов по введению штрафов для граждан за безответственное отношение к своему здоровью», – сообщила пресс-служба. А «идея софинансирования обсуждается в случае, если запущенное состояние здоровья пациента стало следствием того, что он долгое время не обращался к врачам… при широком спектре профилактических возможностей». И теперь на его лечение нужно много денег.

То есть «штрафов» не будет (пока?), но будет «софинансирование». Можно предположить, что софинансирование отличается от штрафов отсутствием твердых ставок – в каждом случае сумма будет высчитываться индивидуально, в зависимости от диагноза и стоимости лечения? Но все равно какую-то сетку категорий для расчета придется вводить, у московской мэрии же все хорошо с автоматизацией и цифровизацией. Да и штрафы за пренебрежительное отношение к здоровью для нее не новость – в пандемию Москва набила руку на изъятии денег у граждан, нарушающих карантин и масочно-перчаточный режим. Только что Сергей Собянин выступил на форуме «Новое знание» и сказал, что за 14 месяцев на граждан и юридических лиц наложено 1,3 млн штрафов за нарушение карантинных мер.

Излишне напоминать, наверное, что сознательно софинансируют граждане свое лечение уже давно. Они идут в платные клиники, они дают взятки врачам, они собирают деньги краудфандингом на дорогостоящие операции и лечение за границей, когда не могут получить такого дома. А после известной «оптимизации» здравоохранения не могут получить все чаще. Москва-то – столица власти и денег, здесь с медициной еще туда-сюда, а вот в провинции людям иногда надо поехать в поликлинику за 150 км. Так раз не поехал, два не поехал – а на третий государство тебе выпишет «софинансирование» (если предположить, что идея Анастасии Раковой будет воплощена во всей стране).