Парад в СЕкторе Газа, 22 мая 2021. Фото: John Minchillo / AP / TASS

Парад в СЕкторе Газа, 22 мая 2021. Фото: John Minchillo / AP / TASS

11-дневная война между ХАМАСом и Израилем завершилась 20 мая, когда в силу вступило соглашение о прекращении огня. За все время конфликта боевики выпустили по территории Израиля около четырех тысяч ракет. Израиль нанес несколько сотен ударов по инфраструктуре боевиков в Газе. Жертвами конфликта стали 270 палестинцев (по данным Минздрава сектора Газы) и 12 израильтян. Впервые за долгие годы война пришла на улицы мирных израильских городов – одновременно с ракетными обстрелами по всей стране происходили столкновения между арабскими и еврейскими радикалами. С военной точки зрения, конфликт закончился триумфом Израиля, однако реальным победителем из него вышел ХАМАС.

Кровавая победа ХАМАСа

После объявления о прекращении огня жители сектора Газы вышли на улицы городов и праздновали это решение как свой военный триумф. В субботу ХАМАС провел «победный» парад, а в понедельник с победой группировку поздравил премьер-министр Марокко Саад-Эддин Эль Османи.

Власти Израиля тоже назвали завершение войны своей победой, так как нанесли серьезный урон инфраструктуре противника. Как показывают опросы, рядовые израильтяне так не считают: половина полагает, что войну не выиграла ни одна из сторон, и лишь 28% верят, что победил Израиль.

С чисто военной точки зрения, победителем противостояния стал Израиль, войскам которого удалось уничтожить ряд высокопоставленных руководителей ХАМАС, а также нанести огромный урон военной инфраструктуре группировки.

Впрочем, по-другому быть и не могло. Даже при самом лучшем исходе боевики из Газы могут рассчитывать лишь на то, чтобы своими ракетами лишь немного досадить израильской обороне, причем ценой огромных жертв среди палестинцев. В подобных столкновениях на одного убитого еврея всегда приходится от 10 до 30 убитых палестинцев, среди которых немало мирных жителей – в столкновении 2021 года этот коэффициент составил 22,5.

Западные медиа часто ругают за то, что, освещая теракты, войны и катастрофы, они отдают предпочтение странам первого мира: гибель сотни человек в Стокгольме или Массачусетсе будет куда более громким событием, чем смерть десяти тысяч в Сирии или ЦАР. Называя результаты столкновения триумфом, лидеры ХАМАСа показывают, что мыслят в такой же системе координат.

Однако в политическом и эмоциональном плане завершение конфликта выглядит как победа боевиков. ХАМАС не только сохранил свой контроль над Газой, но и вышел на новый уровень международного признания. Его ракетные атаки все больше воспринимаются не как террор, а как освободительная война одного легитимного правительства с другим. Голос симпатизантов Палестины на Западе слышен сегодня как никогда громко.