Перехват гражданского самолета Ryanair над территорией Белоруссии с целью ареста Романа Протасевича, одного из оппозиционеров режима Лукашенко, открывает новую страницу в противостоянии ЕС и того странного образования, которое называется Союзным государством России и Белоруссии. В течение долгого времени оно вызывало едкие насмешки из-за непрерывных препирательств Путина и Лукашенко по поводу правил и сроков взаимной интеграции. Но, похоже, зубоскальство было напрасным. За несколько последних месяцев это Союзное государство, наконец, сложилось, вне зависимости от официальных деклараций и договоров. Оно означает согласованные действия всех государственных органов, и прежде всего спецслужб, в целях сохранения у власти действующих режимов России и Белоруссии на неопределенно долгое время. В качестве одного из удачно найденных приемов используется раздувание конфликта с Западом, в частности, с ЕС как ближайшим соседом, который старается всячески уклониться от этого малоинтересного соперничества.
Все говорит о том, что речь идет об операции спецслужб, в которой роли были распределены заранее. Ответственность за перехват самолета ляжет на белорусские власти, организовавшие государственное прикрытие своей акции. Впрочем, объяснения Минска, по словам Ангелы Меркель, «не заслуживают доверия». Белоруссия подвергнется новым санкциям, к чему режим Лукашенко, несомненно, готов. Россия будет изображать независимого арбитра и призывать к умеренности, одновременно внимательно изучая реакцию Брюсселя, чтобы взвесить риски при планировании новых предприятий. При этом четверо (или трое) таинственных русских, которые не продолжили путь в Вильнюс и предпочли остаться в Минске, вполне могут оказаться рыцарями плаща и кинжала. Спецслужбы России настолько заставили о себе говорить в Европе в течение последних лет, что доказательств и не требуется, достаточно репутации. Степень их участия в деле пока остается неясной, но, по словам министра иностранных дел Великобритании Доминика Рааба, «трудно поверить, что подобного рода акция могла бы иметь место без согласия Москвы».
Европа с удивлением осознает, что она живет в режиме постоянных спецопераций на своей территории. Их источником является общее пространство России и Белоруссии. Это новая реальность, к которой европейцам придется привыкнуть, и чем скорее это случится, тем лучше.
Легитимная цель
КГБ СССР (как бы он ни назывался в тот или иной момент времени) практиковал физическое устранение своих противников (известно множество примеров, от Льва Троцкого до Степана Бандеры) на территории других государств, считая себя вправе это делать и даже испытывая гордость за свои свершения. Иногда происходили похищения, как в случае с генералами Кутеповым и Миллером. После распада Советского Союза спецслужбы России и Белоруссии остались верны славным традициям. Убийства и исчезновения политических оппонентов, оставшиеся нерасследованными, сопровождают продолжительное правление Лукашенко и Путина. Сначала они не выходили за пределы внутренних границ, но начиная с дела Литвиненко стало ясно, что предатели и злоумышленники преследуются повсюду.