Линкор «Бисмарк», 1940 год. Фото: Bundesarchiv

Линкор «Бисмарк», 1940 год. Фото: Bundesarchiv

Правда удивительнее вымысла, потому что вымысел должен держаться в пределах вероятного, а правда – нет.

Марк Твен

Кто-то из историков верно заметил, что, если бы эпопею «Бисмарка» попытались выдать за художественный рассказ, его автора упрекнули бы в крайнем неправдоподобии и издевательстве над теорией вероятности. Однако в мае 1941 года реальность в очередной раз подтвердила, что она непредсказуемее любого вымысла.

Загадка гибели «Худа»

В январе 1941 года два немецких линкора «Шарнхорст» и «Гнейзенау» прорвались в Северную Атлантику и навели там шороху на британских коммуникациях, потопив за два месяца 22 судна. В мае немецкое командование решило повторить успех, направив в аналогичный рейд новейший линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген». Момент был подходящий: Атлантику в этот момент пересекало 11 конвоев, в числе которых важнейший WS8B, перевозивший 20 тысяч солдат на Ближний Восток.

Однако на сей раз англичане были настороже, сумев своевременно засечь выход немцев в море и развернув их поиск. 23 мая в 20.32 тяжелые крейсера «Норфолк» и «Саффолк» доложили о контакте с противником в Датском проливе. Группа адмирала Холланда – линейный крейсер «Худ» и линкор «Принц Уэльский» – ринулась на перехват. Линкор «Кинг Джордж V» под флагом командующего Флотом метрополии адмирала Тови и авианосец «Викториес» шли следом, но к началу боя опаздывали.

Холланд и сам еле поспевал к точке пересечения курсов, ему пришлось догонять немцев с кормы под острым углом, а это невыгодная позиция для боя: его корабли могли стрелять только носовыми башнями, а противник – всем бортом. Однако другого варианта не было, да и общее превосходство англичан было подавляющим: 8 орудий главного калибра на «Худе» и 10 на «Принце Уэльском» против 8 на «Бисмарке» (203-мм «пукалки» «Принца Ойгена» на огневой баланс боя практически не влияли). При таком раскладе немцев гарантированно убивали, и Холланд даже не стал подтягивать «Норфолк» и «Саффолк», решив, что и так справится.

24 мая в 05.52 «Худ» дал первый залп с дистанции 24 км. Немцы отвечали, причем были точнее, их снаряды падали все ближе. Сократив дистанцию до 15 км, Холланд счел прелюдию законченной: он приказал довернуть на 40 градусов от противника, чтобы выйти на параллельный курс и ввести в действие кормовые башни. В 6.00, когда «Худ» заканчивал поворот, немцы накрыли его пятым залпом. Когда всплески от упавших в воду снарядов исчезли, с «Принца Уэльского» увидели, как из линейного крейсера в небо ударил оранжевый столб пламени, затем он разломился и мгновенно ушел под воду.