Петербургский экономический форум в этом году часто упрекают в отрыве от реальности. Действительно, официальные речи, или шумные вечеринки, или дорогие лимузины и бизнес-джеты мало связаны с экономической и политической реальностью жизни во время кризиса и пандемии в государстве, движущемся к тоталитаризму. Но форум – слишком большое и регулярное мероприятие, чтобы не отражать реальность.
Например, программу форума открывал деловой завтрак с Марией Захаровой «ИноСМИ-иноагенты в России». Госпожа Захарова, конечно, заверила собравшихся (которые порой спорили с ней), что статус иноагента не мешает работать СМИ в России: «Это дезинформация, когда будут говорить о том, что в нашей стране СМИ-иноагенты не пользуются теми же правами, которыми пользуются остальные СМИ». Это очевидный (и сознательный) отрыв от реальности. Права теоретически те же, а вот обязанности другие и неподъемные. Как раз в дни форума о закрытии объявило издание VTimes (иноагентом признан администратор его сайта), из-за того что новые обязательства и токсичность статуса рушат бизнес-модель. «Радио Свобода» (тоже иноагент) предложило части российских сотрудников уехать в другие страны: в России в офисы издания уже приходят приставы из-за многомиллионных штрафов. «Медуза» (тоже иноагент) потеряла рекламодателей и пока спасается краудфандингом.
Но сам факт открытия форума завтраком о СМИ-иноагентах – самая что ни на есть реальность, свидетельство тенденции. Специальное мероприятие, на котором государство рассказывает, почему ограничение свободы СМИ – это норма, невозможно было представить на образцово-показательном форуме для мировых инвесторов даже два года назад (в 2020 году ПМЭФ не проводился из-за пандемии).
Или взять модераторов пленарного заседания. Традиционно ими были западные журналисты или эксперты (в 2017 году случился знаменитый спор Владимира Путина с Мегин Келли), но вот уже два форума подряд это люди из российских государственных СМИ. В 2019-м модератором была Софико Шеварднадзе из RT, на этот раз – Станислав Натанзон из «России 24».
Или зарубежные гости и мировая повестка. Даже после 2014 года на ПМЭФ приезжали значительные делегации. Но в этом году гостей очень мало, даже с учетом возможного участия онлайн. Если посмотреть на сделки или меморандумы о намерениях – практически все они между российскими участниками.