Классический вид современной матрешки, сформировавшийся к 50-м годам ХХ века.

Водка, матрешка, балалайка. Три главных символа России. Однако, как и многие другие традиционные ценности, никакими корнями в историю и дух России они не уходят, а являются по большому счету новоделом самого конца XIX века. То есть всем этим символам русской народной культуры чуть больше 100 лет и никакой связи с народом они не имеют. Появлением и матрешки, и балалайки, и даже водки мы обязаны конкретным людям, создавших их практически из ничего. С водкой не совсем из ничего, но об этом в другой раз (разве что спойлер: человек ее создавший – не Менделеев). А сейчас про матрешки.

Начнем с того, что в реальной народной русской культуре не было не только самой матрешки, но и ничего даже отдаленно похожего на нее. Были глиняные свистульки самого разного вида и форм (в основном в виде животных), тот же дымковский промысел известен с XV века. Были просто глиняные фигурки.

Старооскольская глиняная игрушка. Промысел глиняных игрушек в Старом Осколе известен как минимум с ХV века

Были рубленые топором деревянные игрушки (например, мазыкская игрушка). Были резные деревянные игрушки (например, поморская Птица счастья или Богородская игрушка). Были деревянные лошадки с колесиками. Были тряпичные мячики. Но ничего похожего на матрешку не было – ничего обточенного, ничего округлого, и, тем более, ничего составного.

Мазыкская игрушка (Шуйского уезда Владимирской губернии)

Сам по себе токарный станок в России появился очень давно – судя по археологическим раскопкам, еще в Киевской Руси. Даже нехитрая технология ножного привода, натянутого на тетиву, позволяла вполне неплохо обрабатывать дерево и даже кость. Но на таких станках делали посуду, но не игрушки. И не от бедности и неумения – никаких округлых игрушек не появилось даже при Петре I, когда токарный станок превратился в самое модное развлечение российской элиты и стал стремительно распространяться и совершенствоваться. Судя по всему, русским, как и европейцам, не была близка идея круглого и гладкого. В игрушке ценились угловатость и тактильная осязаемость форм.

Итак, констатируем. Символом России и ее народной культуры стала игрушка, которой никогда не было в этой культуре, и которая была ей во многом чужда. И попробуем разобраться, как это произошло и почему.