Журналист телекомпании NBC Кир Симмонс и Владимир Путин. Фото: Максим Блинов/ пресс-служба президента РФ

Журналист телекомпании NBC Кир Симмонс и Владимир Путин. Фото: Максим Блинов/ пресс-служба президента РФ

Интервью Путина американской компании NBC – часть программы предстоящего саммита с Джо Байденом в Женеве. Если бы Путину хотелось давать интервью западным СМИ чаще, он мог бы делать это хоть каждую неделю. Но едва ли общение с западными медиа доставляют ему большое удовольствие, и понятно, почему: в отличие от выдрессированных отечественных журналистов, те все еще пытаются лезть с неудобными вопросами даже после двухнедельного карантина. Поэтому мера эта вынужденная, а значит, интервью Киру Симмонсу и NBC – не столько от души, сколько по работе.

Не хочется пересказывать и комментировать довольно пространный разговор подробно и снова упирать на то, как нервничает Путин при вопросах о Навальном, и недвусмысленно намекает, что из тюрьмы тот вполне может и не выйти.

Поговорим о другом: о том, какой образ возникает из речи Путина, его шуток и прибауток и о той аудитории, с которой он активно взаимодействует и на которую опирается. И о нем самом, лирическом герое собственных шуток и каламбуров.

Жалобы в Лигу сексуальных реформ

Чтобы понять некоторые странности в публичных выступлениях Владимира Путина, важно помнить: он давно уже махнул рукой на всех, кому не нравится, и всегда обращается только к своему ядерному электорату – перед кем бы и где бы он публично ни выступал. Расчет этот в целом правильный: критики и ненавистники или всегда будут голосовать против, или вовсе не пойдут ни на какие выборы, так что какой смысл пытаться им что-то доказывать? А вот ядерный электорат придет и проголосует, а потому нравиться надо только ему и при каждом случае передавать ему приветы.

Несмотря на то, что интервью давалось американцам, Путин, конечно же, знал, что его будут тиражировать в России и бесконечно повторять самые важные или просто веселые места. Как там все получилось на английском – в России посмотрят совсем немногие, зато в изложении российских СМИ все получится как надо: Путин по-простому, по-народному разъяснил этим заносчивым янки, что нечего на зеркало пенять, коль рожа крива. «Красавчик!» -восторженно скажет аудитория и поставит «класс!» очередному патриотическому мему в «Одноклассниках». Простые американцы и немцы из обзоров на специальном государственном сайте тоже будут в восторге – и, кстати, не факт, что это совсем уж неправда: глобальный «Брайтон-Бич» вполне попадает в категорию тех, кого Путин умеет развлекать и кому он искренне нравится с его советской ностальгией и шутками-прибаутками про бабушку и яйца.

Из попыток Путина шутить, кстати говоря, лучше всего складывается понимание того, на кого он вообще рассчитывает и кого считает своими. Взять, например, совет обращаться с жалобами в некую «Международную лигу сексуальных реформ» в ответ на вопрос журналиста NBC о кибератаках. Американец явно не понял, при чем тут секс и неизвестная ему организация. Переводя интервью президента России на английский, американские журналисты тоже продемонстрировали полное непонимание коннотаций, чем вызывали критику в российских СМИ. В прямом переводе все это действительно звучит глупо.

Впрочем, даже современный русский человек, а тем более иностранец, и не должен понимать эту шутку. Более того, она совсем не так безобидна, как может казаться в том числе и самому Путину.