В художественном музее Ростова Великого, что в Ярославской области, немало примечательных и замечательных икон, но при первом его посещении мне больше всего запомнился один образ. Некто в доспехах, с крестом в одной руке и с палицей в другой, с острой – то ли собачьей, то ли лошадиной мордой и острыми ушами. Вокруг головы – нимб, рядом подпись – святой Христофор.

Святой мученик Христофор. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль». из церкви Успения села Богородского в Осеку Любимского уезда Ярославской губернии

Святого Христофора я видел до этого много раз в Европе – но там не было никакой песьей головы. Там – в том числе на знаменитых полотнах Иеронима Босха и Ханса Мемлинга, или, например, на гербе Вильнюса – огромный мужик переходит вброд глубокую реку, держа на плечах мальчика.

Иероним Босх, «Св. Христофор», 1504–1505, Музей Бойманса-ван Бёнингена. Роттердам

Чем больше я ездил по России, тем чаще видел песьи головы Христофора в самых разных местах от кремлевских соборов до уральских городов и дальних северных деревень. Так откуда это песья голова, и почему в России так любили святого с такой странной внешностью?

Житие св Христофора совсем легендарно и рассказывается очень по-разному. В исходной версии св. Христофора звали Репрев, он был великаном из народа псоглавцев. Далее начинаются существенные расхождения. В восточном варианте акцент делается на его необычной внешности – «псоглавии». В западном на его огромном росте – «великан».

Псоглавец

Если ориентироваться на житие Христофора, рассказанное в Четьих Минеях, то еще до крещения «псоглавец» всячески сочувствовал христианам и защищал их. Когда римляне взяли его в плен, Бог послал ему ангела, который наделил дикаря «даром речи» (способностью говорить на языке римлян) и возможностью творить чудеса. Пока пленного вели в один из ближайших городов, он успел насытить воинов хлебами, а в руках его расцвел жезл. Все это заставило римских солдат уверовать в Христа. После этого отвратить его от истинной веры попытался Римский император и послал к нему блудниц. Но Христофор и их обратил в христианство. Когда он был крещен епископом Антиохии, то вместе с именем Христофор получил и обычную, человеческую, внешность. Ну а после его замучили: сначала его держали в нагретом медном сосуде, а потом отрубили голову.

Впрочем, параллельно с этой версией жития есть и другая, где псоглавие Христофора, наоборот получено при крещении, так как сам Христофор попросил у Бога уродливую внешность, чтобы не соблазнять женщин – до преображения кинокефал был очень хорош собой.