В художественном музее Ростова Великого, что в Ярославской области, немало примечательных и замечательных икон, но при первом его посещении мне больше всего запомнился один образ. Некто в доспехах, с крестом в одной руке и с палицей в другой, с острой – то ли собачьей, то ли лошадиной мордой и острыми ушами. Вокруг головы – нимб, рядом подпись – святой Христофор.
Святой мученик Христофор. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль». из церкви Успения села Богородского в Осеку Любимского уезда Ярославской губернии
Святого Христофора я видел до этого много раз в Европе – но там не было никакой песьей головы. Там – в том числе на знаменитых полотнах Иеронима Босха и Ханса Мемлинга, или, например, на гербе Вильнюса – огромный мужик переходит вброд глубокую реку, держа на плечах мальчика.
Иероним Босх, «Св. Христофор», 1504–1505, Музей Бойманса-ван Бёнингена. Роттердам
Чем больше я ездил по России, тем чаще видел песьи головы Христофора в самых разных местах от кремлевских соборов до уральских городов и дальних северных деревень. Так откуда это песья голова, и почему в России так любили святого с такой странной внешностью?
Житие св Христофора совсем легендарно и рассказывается очень по-разному. В исходной версии св. Христофора звали Репрев, он был великаном из народа псоглавцев. Далее начинаются существенные расхождения. В восточном варианте акцент делается на его необычной внешности – «псоглавии». В западном на его огромном росте – «великан».
Псоглавец
Если ориентироваться на житие Христофора, рассказанное в Четьих Минеях, то еще до крещения «псоглавец» всячески сочувствовал христианам и защищал их. Когда римляне взяли его в плен, Бог послал ему ангела, который наделил дикаря «даром речи» (способностью говорить на языке римлян) и возможностью творить чудеса. Пока пленного вели в один из ближайших городов, он успел насытить воинов хлебами, а в руках его расцвел жезл. Все это заставило римских солдат уверовать в Христа. После этого отвратить его от истинной веры попытался Римский император и послал к нему блудниц. Но Христофор и их обратил в христианство. Когда он был крещен епископом Антиохии, то вместе с именем Христофор получил и обычную, человеческую, внешность. Ну а после его замучили: сначала его держали в нагретом медном сосуде, а потом отрубили голову.
Впрочем, параллельно с этой версией жития есть и другая, где псоглавие Христофора, наоборот получено при крещении, так как сам Христофор попросил у Бога уродливую внешность, чтобы не соблазнять женщин – до преображения кинокефал был очень хорош собой.
Может быть, необычайная популярность изображений св. Христофора в виде псоглавца в северных российских краях, частично диких, частично населенных бывшими и/или тайными "новообращенными" язычниками, свидетельствует именно о (тайной) склонности к язычеству, о латентном язычестве ??
.
В данной статье есть ссылка на более раннюю и очень интересную статью о Ныробе, от которой буквально "прёт" язычеством!
.
В любом случае спасибо за статью и за раздумья и ассоциации, которые она вызывает!
Дело, мне кажется, не в язычестве. Граница между человеческим и не-человеческим в древности пролегала иначе. И совсем неслучайно именно в 18-м веке прежнее, устоявшееся изображение святого стало казаться нелепым и возмутительным. Привычные нам представления о границах человеческого именно тогда и начали возникать.
А в более ранние времена мир населяли русалки, кентавры, сатиры, люди с песьими головами или лицом на торсе. Некоторые из них были смертельно опасны для обычных людей, кто-то просто им чужд, но иные могли явить чудо святости.
Наверное, для человека тех, прежних эпох, превращение псоглавца в святого было не святотатством, а доводом в пользу всемогущества господня.
Обратите внимание: в более раннее время изображение св. Христофора на Руси было преимущественно вполне каноническим: с человеческой головой, а вот во второй половине 15 и в первой половине 16 веков "в диких северных лесах" (с) случился поворот и вместо человека стали изображать преимущественно "псоглавца". Это, по моему мнению, уникальный случай: больше нигде такого не было.
Так ведь понятно. 15-16 века это период выхода Руси из культурной изоляции. Представление о множественности видов людей было общеевропейской нормой той эпохи. Чтобы считать, что «за морем живут люди с песьими головами» нужны какие-то связи с тем, кто за морем живет. В Европе той эпохе ожидали встретить подобных созданий в далекой Тартарии. Тогда ведь вопросом было не существование подобных тварей, а лишь доподлинное место их обитания.
Насчет уникальности такого случая. Приведу небольшой отрывок из самого начала лекции Агамбена «Открытое. Человек и животное»:
«В миланской Амвросианской библиотеке хранится еврейская Библия XIII века с ценнейшими миниатюрами. Две последние страницы третьего кодекса целиком проиллюстрированы сценами, вдохновленными мистическими и мессианскими мотивами. […] Особенно нас интересует сцена последняя во всех смыслах слова, поскольку она находится в конце как кодекса, так и истории человечества. На ней изображена мессианская трапеза праведников в последний день. Праведники с увенчанными главами сидят за роскошно сервированным столом под сенью райских деревьев и наслаждаются игрой двух музыкантов. […] миниатюрист представил увенчанные главы праведников не с человеческими, а с несомненно звериными лицами. У трех фигур эсхатологических животных справа можно распознать грозный клюв орла, красную голову вола и львиную главу, а у двух остальных праведники наделены гротескными чертами: один напоминает осла, у другого — профиль пантеры. И у двух музыкантов — головы зверей, в особенности у правого, который лучше виден и играет на своего рода виоле, — морда, напоминающая обезьянью.»
Прямо странно, что в тексте отсутствует слово – Анубис. Очевидные аллюзии конечно: 1) голова дикой собаки, 2) великан (на фресках в пирамидах часто все боги изображаются великанами), 3) оберегает от смерти неспроста, ведь Анубис – бог смерти 4) и река неспроста, очевидно фараоны отправляются в загробный мир Дуат на ладье по специальной реке, где их сопровождает\отправляет Анубис. Можно пофантазировать, что Христофор попал в христианство из Греции, где Анубис был хорошо известен и уравнивался тамошними язычниками с Гермесом. Особо удивляться не следует, ведь в пантеон православных святых ухитрился попасть даже Будда, под именем Иоасафа…
Большое спасибо за наводку про Иоасафа.
Изначально в Византии и изображение и логика почитания вероятно и правда были связаны с Анубдисом, но когда изображения псоглавого Христофора попали в Россию этой связи уже не было, а потому черты сходства с ним очень быстро стирались, и, как написано в тексте постепенно голова все больше стала походить на лошадиную.