Иллюстрация к интервью Амира и Раиса Каджей, которое вышло в декабре 2020 года

Иллюстрация к интервью Амира и Раиса Каджей, которое вышло в декабре 2020 года

The Umhlanga Magazine

В ЮАР исчезли молодые перспективные бизнесмены – братья Амир и Раис Каджи. А вместе с ними пропали 69 000 биткоинов, принадлежавшие клиентам их криптовалютного стартапа Africrypt. Эта криптобиржа и инвесткомпания перестала работать 13 апреля, когда биткоин был на пике. 69 000 биткоинов стоили тогда почти $4,2 млрд. Сейчас – около $2,4 млрд. Но все равно речь, похоже, идет о самой крупной криптоафере в мире.

Младшему брату Амиру, который числился операционным директором стартапа – 17 лет. Старшему, Раису, основателю и гендиректору Africrypt – 19 лет. СМИ превозносили их как гениальных программистов и предпринимателей. А сейчас в этих текстах видишь тонкую иронию. Например, интернет-журнал Time Business News пишет: «Амир выбрал этот путь, чтобы отдать должное обществу».

Общество в ЮАР недавно пережило крах другого криптовалютного стартапа, Mirror Trading International (MTI). 22 декабря прошлого года его топ-менеджеры сообщили, что гендиректор компании Йоханн Стейнберг бежал в Бразилию, прихватив токены своих клиентов. Исследовательская компания Chainalysis назвала это крупнейшей крипто-аферой 2020 года в мире.

Она оценила потери вкладчиков в $589 млн., а Bloomberg – в $1,2 млрд, почти все из которых приходится на 23 000 биткоинов. Чья оценка вернее, сказать трудно: финансовый регулятор ЮАР FSCA не нашел у Mirror Trading International ни бухгалтерских книг, ни реестра клиентов. Чиновникам досталось только 170 000 адресов электронной почты людей, которые зарегистрировались в компании.

Mirror Trading International выплачивала своим клиентам комиссии за привлечение новых пользователей – классический подход финансовых пирамид. Братья Каджи редко такое себе позволяли. Mirror Trading International требовала от клиентов самостоятельно покупать биткоины и уже их класть ей на счет. Africrypt работал с настящими деньгами. Их надо было класть на счет стартапа в солидном банке FNB, основанном в ЮАР в 1838 году, а потом стартап сам переводил их в криптовалюту. (FNB сейчас отрицает, что имел дела с Africrypt, правда, при этом пользуется весьма расплывчатыми формулировками).

Но во многом Mirror Trading International и Africrypt были схожи. Оба якобы пользовались торговыми роботами на основе искусственного интеллекта. Mirror Trading International обещала 0,5% прибыли в день (!). Africrypt в презентации хвастался доходностью 2–11% в месяц в зависимости от выбранного портфеля: пассивный, пассивно-агрессивный или агрессивный. Якобы не было ни одного месяца, когда платформа осталась бы в проигрыше.

Секрет успеха братьев Каджи был в том, что клиентов искали среди относительно ограниченного круга состоятельных людей, многие из которых знали друг друга. Им удалось добиться такой внешней привлекательности бизнеса, что доверившие свои деньги Africrypt считали себя членами некоего клуба для избранных. Их не смущало, что договор они подписывали не с Africrypt, а с гонконгской RaeCreateWealth Limited, и по его условиям компания не несла ответственности почти за любые убытки, включая хакерские атаки. Впрочем, в августе прошлого года чиновники FSCA официально предупредили, что советуют вывести деньги из Mirror Trading International – и многих ли их заявление остановило? Наоборот, в сетях муссировалась тема, что это заговор банкиров и государства: они ненавидят криптокомпанию, потому что благодаря ей простые люди обретают финансовую свободу.

Кстати, финансовые власти ЮАР сообщили, что не смогут официально расследовать хищения криптовалюты. Ведь она по закону не считается финансовым продуктом – а значит, лезть в эту сферу регулятор не имеет права.

Как разбогатели братья