Фото: Jorge Royan / Wikimedia Commons
Полицейский в рубашке с пятнами пота и саронге в голубую клетку открывает заднюю дверь отжившего свой век индийского джипа Tata Sumo, который служит хранилищем улик в этом деревенском полицейском участке в индийском штате Западная Бенгалия. Сотня человеческих черепов высыпается на рваную подстилку, брошенную в дорожную грязь. Они падают с глухим стуком. Пока черепа тряслись в кузове грузовика, отвалилась большая часть зубов. Кусочки костей и зубной эмали, как снежинки, опускаются на растущую на моих глазах кучу.
Старший офицер, стоящий рядом с грузовиком, улыбается, похлопывает себя по солидному животу и удовлетворенно ворчит: «Теперь вы видите, насколько велик здешний костяной бизнес». Я наклоняюсь и беру один череп. Он легче, чем я думал. Я подношу его к носу – он пахнет жареной курицей.
Перед вами отрывок из книги американского антрополога и журналиста-расследователя Скотта Карни «Красный рынок: как устроена торговля всем, из чего состоит человек» (готовится к печати в издательстве Бомбора). Эта книга – подробное исследование глобального рынка органов, костей, волос и других «запчастей» человеческого тела. Однако «официальный» рынок легально поставляемых медицинских материалов – лишь надводная часть гигантского криминального бизнеса, построенного на коррупции, похищениях и торговле живыми людьми, в том числе детьми.
С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из главы «Фабрика костей», в которой описывается «бизнес на скелетах» в штате Западная Бенгалия – своего рода народный промысел, продолжающий процветать невзирая ни на какие запреты. Автор книги много лет прожил в Индии, говорит на хинди и досконально знает страну.