Фото: Unsplash.com

Фото: Unsplash.com

Книга итальянского физика Гвидо Тонелли, сыгравшего ключевую роль в открытии бозона Хиггса, «Генезис. Как все началось» (Genesis: The Story of How Everything Began), стала бестселлером в Италии, после чего ее перевели на другие языки, включая английский. Пересказ этой версии мы и предлагаем вашему вниманию.

Контекст

Человек испокон веку задается вопросом о начале мира. Сперва на эти вопросы отвечали жрецы, священники и философы, потом поисками истины занялись ученые. В чем-то истории, рассказываемые и теми и другими, похожи — например, во многих мифах присутствуют первоначальные тьма и хаос, которые обратились к порядку посредством некоей сущности. Так и наука говорит о первоначальной пустоте (которая, впрочем, оказывается вовсе не пустой), которая после внезапного события превращается в расширяющееся пространство порядка (которое, впрочем, оказывается на удивление хаотичным).

Тем не менее именно наука, напоминает физик частиц Гвидо Тонелли, дает наиболее точные ответы. Она помогает нам преобразовать общество, сдвинуть его вперед. С одной стороны, поиск и распространение научных истин способствуют «расколдовыванию» некогда таинственного мироздания: физические теории, полные математических выкладок, кажутся скучными в сравнении с мифами. С другой — если мы сможем проникнуть за эту стену сложных формул, то увидим Вселенную так, как до сих пор не могли себе даже вообразить.

Более того: происходящее в первые «дни» (Тонелли делит процесс рождения Вселенной на семь дней, но эти «вселенские дни» неравномерны: они могут длиться от долей микросекунд до миллионов лет) вообще с трудом укладывается в нашей голове.

Это связано с тем, что физика поясняет мир через обращение либо к очень мелким, либо к очень крупным объектам. Первый способ используют физики частиц, как сам автор. Они наблюдают за атомами и их составляющими, сталкивают их, стремясь воспроизвести состояние Вселенной в начале жизни. Второй способ — прерогатива астрофизиков. В огромные телескопы они наблюдают за далекими звездами и видят не их современное состояние, а то, какими они были миллиарды лет назад. И все же Тонелли пытается, насколько это возможно, помочь читателю преодолеть эти трудности восприятия.

Фото: Unsplash.com