В московском СИЗО «Лефортово», негласно находящемся под надзором ФСБ, с начала июля содержится бывший сотрудник ЮКОСа Алексей Пичугин, приговоренный в 2007 году к пожизненному заключению с отбытием его в колонии особого режима в городе Соль-Илецк Оренбургской области, известной под названием «Черный дельфин». В «Лефортово» к Пичугину не пускают адвокатов и правозащитников, о том, что он перевезен из колонии в этот следственный изолятор, родных Алексея не уведомили.
1 июля «Новая газета» со ссылкой на свои источники во ФСИН сообщила, что Пичугина этапировали из колонии, предположительно, в Москву. 7 июля в газете появилась информация, что перед этапированием в Москву Пичугина вынудили отказаться от адвокатов, которые представляли его интересы на протяжении многих лет.
10 июля Общественная наблюдательная комиссия Москвы подтвердила, что вывезенный из ИК-6 Соль-Илецка Алексей Пичугин находится в СИЗО «Лефортово», но увидеть его правозащитникам не позволили. «Отказ сотрудники “Лефортово” мотивировали тем, что в настоящий момент, согласно постановлению главного санитарного врача ФСИН, все прибывшие заключенные должны проходить 21-дневный карантин (в связи с действующими ограничениями из-за распространения коронавирусной инфекции). Я возразил сотруднику, сказав, что я вакцинировался, а мой коллега переболел короной и мы не несем опасности заражения Пичугину, однако нам все равно отказали, – написал в своем телеграм-канале ответственный секретарь ОНК Алексей Мельников. Одно можно сказать точно: Алексей Пичугин в данный момент находится в СИЗО-2 ФСИН России (“Лефортово”)».
«Дела» Пичугина
Алексей Пичугин работал в ЮКОСе начальником отдела внутренней экономической безопасности. Он был задержан 19 июня 2003 года и обвинен в убийстве исчезнувших в ноябре 2002 года в Тамбове супругов Гориных (их тела так и не были найдены), за что его приговорили к 20 годам лишения свободы. Затем обвинения на Пичугина посыпались одно за другим. Его признали виновным в организации убийств мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, директора московской компании «Феникс» Валентины Корнеевой, в организации двух покушений на главу австрийской нефтяной компании «Ист Петролеум» Евгения Рыбина и в убийстве его водителя Николая Федотова, в покушении на бывшую сотрудницу МЕНАТЕП Ольгу Костину, а также в организации еще нескольких избиений и покушений.
Все эти преступления совершались в 1998–99 годах и остались «висяками», то есть следствие не нашло ни заказчиков, ни организаторов, в лучшем случае были задержаны исполнители. Обвинения против Пичугина основывались на показаниях содержащихся под стражей киллеров, заведомо находящихся под давлением следствия, причем все их свидетельства были косвенные, они рассказывали не о том, что видели сами, а пересказывали слова других людей. Двое из них, Евгений Решетников и Геннадий Цигельник, впоследствии отказались от своих показаний, заявив, что были подкуплены следствием.
Совокупно за все эти преступления Пичугина приговорили сначала к 24 годам лишения свободы, а затем к пожизненному заключению в колонии «Черный дельфин», куда его поместили в начале 2008 года. Всего же в заключении Алексей Пичугин находится уже 18 лет; когда его арестовали, ему было 40, 25 июля 2021 года ему исполнится 59 лет.
Пичугин никогда не признавал себя виновным в совершении вменяемых ему преступлений и всегда настаивал на своей полной невиновности. Даже прошение о помиловании он подал только после того, как узнал, что может это сделать без признания вины.
Российские и международные правозащитные организации считают Пичугина политическим заключенным.