Сказание о Мамаевом побоище. Лицевая рукопись XVII века. «Князь Владимер Андреевичь с воиском своим выехали из дубровы и ударишася, аки соколы на жировлиныя стада»

Сказание о Мамаевом побоище. Лицевая рукопись XVII века. «Князь Владимер Андреевичь с воиском своим выехали из дубровы и ударишася, аки соколы на жировлиныя стада»

Не сразу объяснишь самому себе, отчего эта новость так веселит. Отчего кажется изощренным анекдотом, недоброй шуткой, придуманной врагами вождя и народа, чтобы лишний раз поглумиться надо всем, что нам дорого и что для нас свято.

«В России сформирован оргкомитет по подготовке к празднованию 650-летия Куликовской битвы. Распоряжением правительства, его возглавили вице-премьер Татьяна Голикова, тульский губернатор Алексей Дюмин и председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. Отмечать 650-летие Куликовской битвы будут в 2030 году».

Все ведь нормально, вроде бы. Споры о деталях оставим историкам, а для себя прибережем великолепное “Слово о мамаевом побоище”.

“Соратники же друзья выскочили из дубравы зеленой, словно соколы испытанные сорвались с золотых колодок, бросились на бескрайние стада откормленные, на ту великую силу татарскую; а стяги их направлены твердым воеводою Дмитрием Волынцем: и были они, словно Давидовы отроки, у которых сердца будто львиные, точно лютые волки на овечьи стада напали и стали поганых татар сечь немилосердно.

Поганые же половцы увидели свою погибель, закричали на своем языке, говоря: «Увы, нам, Русь снова перехитрила; младшие с нами бились, а лучшие все сохранились!” И повернули поганые, и показали спины, и побежали. Сыны же русские, силою святого духа и помощью святых мучеников Бориса и Глеба, разгоняя посекли их, точно лес вырубали — будто трава под косой ложится за русскими сынами под конские копыта. Поганые же на берегу кричали, говоря: “Увы нам, чтимый нами царь Мамай! Вознесся ты высоко — и в ад сошёл ты!” И многие раненые наши, и те помогали, посекая поганых без милости: один русский сто поганых гонит.

Безбожный же царь Мамай, увидев свою погибель, стал призывать богов своих: Перуна и Салавата, и Раклия и Хорса и великого своего пособника Магомета. И не было ему помощи от них, ибо сила святого духа, точно огонь, ожигает их».

Извините за длинную цитату, но я очень люблю и весь текст, и особенно – этот фрагмент. За мощь – почти музыкальную, – с которой автору удалось передать ощущение торжества, и за своеобразный постмодернизм (обычный, впрочем, для средневековых книжников, деталями жизни чужих интересовавшихся умеренно).

Куликовская битва – много веков уже важная составляющая национального мифа, и московские цари, и российские императоры, и советские вожди встраивали славное сражение в свои пропагандистские модели. Теперь вот – очередь главного историка современности примерять на себя шлем святого князя Дмитрия Донского.