Фото: пресс-служба президента РФ
Вот уже вторую неделю отечественные ведомства, причастные к обороне России, разыгрывают какую-то бесконечную инсценировку сказки Андерсена про голого короля. Началось все на международном аэрокосмическом салоне МАКС-2021. Руководители российского оборонно-промышленного комплекса вдруг заговорили о продемонстрированном на салоне макете легкого тактического самолета, как будто боевой истребитель уже построен и поднялся в небо. С серьезными лицами они вели разговоры о замечательных тактико-технических характеристиках, вооружениях и цене самолета. Самолета, первый полет которого намечен только на 2023 год. Зная, сколь долог и мучителен путь в России от проекта до производства, нетрудно прийти к выводу, что разговоры эти, мягко говоря, преждевременные.
Но эти обещания на МАКС-2021 кажутся верхом правдивости и скромности по сравнению с тем, что происходило в Санкт-Петербурге 25 июля, где уже в пятый раз состоялся Главный военно-морской парад. В течение нескольких последних недель общественность города требовала отменить парад, так как в городе бушует пандемия. В этой ситуации тысячи зрителей, которые традиционно собрались бы на набережных, неизбежно через пару дней поступили бы в больницы города. Минобороны игнорировало эти призывы до самого последнего момента. Ведь оно выполняло куда более важную задачу — продемонстрировать растущую не по дням, а по часам военно-морскую мощь. Для этого со всех российских флотов для участия в параде собрали более полусотни боевых кораблей — три атомных подводных лодки, включая наиновейший ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир», а кроме того, ракетный крейсер «Маршал Устинов», фрегат «Адмирал флота Касатонов», корветы «Гремящий» и «Стойкий», большие десантные корабли «Петр Моргунов» и «Минск». Всего для Главного парада собрали никак не меньше четверти всего состава ВМФ. Отменить само помпезное мероприятие не решились. Но присутствие зрителей все-таки сначала запретили, хотя потом все равно стали пускать их на набережные. Не мог же главный военно-морской праздник напоминать путинскую инаугурацию 2012 года, когда свежеизбранный президент ехал через пустой город, зачищенный ОМОНом.
Ведь и 52 корабля, и четыре десятка самолетов, и 4 тысячи моряков, как и зрители, понадобились исключительно в качестве фона для выступления верховного главнокомандующего, который в очередной раз напомнил, что у России есть «новейшие гиперзвуковые высокоточные системы вооружения, не имеющие до сих пор аналогов в мире, которые мы совершенствуем постоянно и успешно». Он заверил, что «у военно-морского флота России есть все необходимое для гарантированной защиты родной страны, наших национальных интересов. Мы способны обнаружить любого подводного, надводного, воздушного противника и нанести ему, если потребуется, неотвратимый удар».
Это заявление требует как минимум доказательств после недавнего российско-британского морского «сражения» у крымских берегов. У англичан были все основания заявлять, что они «не заметили» попыток российской стороны выдворить эсминец Defender из вод, которые Москва считает своими. Корабль Ее величества «преследовали» сторожевики, которые были его раз в десять меньше. К тому же на российских кораблях, считают эксперты, вовсе не было оружия, которое могло бы причинить британцам какой-либо вред.