Самое кошмарное — что это ведь и есть классический фашизм. Когда запрещают спектакли, изымают книги, одергивают пишущих и говорящих, и даже когда борются со свастикой. Удивительно, но почти за восемьдесят лет никто не придумал такую антиутопию, в которой штурмовики с факелами жгут на площади стопки «Майн кампф» — вот, мол, настоящий антифашизм, близко не подходите, обожжетесь. Российская репрессивная система обрушивается сейчас на спектакль «Современника» «Первый хлеб», и театр, понимая, что сопротивление бесполезно, вносит цензурные правки в монолог Лии Ахеджаковой, идя на компромисс во имя, надо полагать, самосохранения, как будто имеет какую-то ценность театр, в котором тексты пьес корректируются под давлением искусствоведов даже не в штатском — в погонах. Такой мерзости не было даже в СССР — там был Главлит, были худсоветы, были даже письма трудящихся, но даже Сталин с Берией, какими бы людоедами они ни были, не смели присылать к Немировичу-Данченко следователя, который слушал бы монолог в спектакле и сверял бы его с 58-й статьей. Даже в тридцать седьмом году на сцене МХАТа шли антисоветские «Дни Турбиных», и ни одной советской сволочи не приходило в голову корректировать булгаковский текст с учетом требований большого террора.
И тут бы, видимо, приосаниться Александру Бастрыкину — мол, Берия не мог, а я могу, — но мы-то прекрасно понимаем, что Бастрыкин в своем бериевском мундире похож на оригинального Берию так же, как котенок на льва. Российские репрессивные ведомства осваивают тоталитарные цензурные практики не потому, что им по какой-то причине хочется походить на Сталина или на Гитлера — нет, самое, может быть, смешное в том и заключается, что их уносит в фашизм и в сталинизм не сознательный их выбор, а вполне случайная стихия актуальной политической конъюнктуры.
Все правильно, конечно, написано, но вот с этой фразой что-то не так: «Как гражданское общество по миллиметру, то и дело отступая, отвоевывает себе пространство для жизни, так и репрессивная система, по чуть-чуть выходя за отведенные ей пределы, раз за разом обнаруживает, что ей теперь можно чуть больше, чем было можно вчера.»
.
Гражданское сообщество, отступая, не отвоёвывает себе пространство для жизни, а ровно наоборот: постепенно теряет его. Такими темпами человечески жить скоро будет совсем нельзя — только биологически существовать (с поправками на современные представления о том и другом). Собственно, гражданское сообщество и является единственной настоящей причиной всего происходящего. Политическая река течёт именно туда, куда ее направляет общественное русло. Отдельные выступы и камни могут создать завихрения, но не способны изменить течение реки. Чтобы это сделать, нужна плотина, тысячи булыжников и камней, объединённых общим желанием. Но тысячи булыжников и камней выбирают лежать там, где лежат. Поэтому река течёт туда, куда течёт.
Люди всегда стремятся к баблу и признанию, в одних странах этого можно добиться через бизнес и политику, в других - через выкашивание половины страны с помощью лопат и мачете, в третьих - через активное вылизывание ануса власти и доносы на "иностранных агентов". Все зависит от того, какие "социальные лифты" работают в данное время в данной конкретной стране.
Призывы Кашина к тотальной борьбе с цензурой в России выглядят достаточно лицемерно.
Возьмём пример Израиля, где по сей день запрещено исполнять музыку Вагнера только по той причине, что немецкий композитор, умерший за полвека до прихода нацистов к власти, был любим Гитлером. И это спокойно принимается израильским обществом.
.
https://detaly.co.il/eto-ya-zapretil-ispolnyat-vagnera-v-izraile/
.
Очевидно, что цензура нужна. Другое дело, какая? Любой здравомыслящий человек понимает, что творчество большевиков, равно как и нацистов, должно быть запрещено.
Исполнение песен Булата Окуджавы, большевика с 1956 года, который призывал воздвигать памятники террористу Басаеву, должно быть уголовно наказуемо.
.
Русским надо брать пример с евреев в их бескомпромиссном отношении к палачам своего народа
“Возьмём пример Израиля, где по сей день запрещено исполнять музыку Вагнера только по той причине, что немецкий композитор, умерший за полвека до прихода нацистов к власти, был любим Гитлером.”
Поздравляю Вас, господин, соврамши (с) МБ. Официального запрета на исполнение музыки Вагнера в Израиле нет. Музыка Вагнера (обычно - есть исключения) не исполняется по причине высокоэмоционального общественного мнения. Это раз. Эмоциональность связана не столько и не столько с вагнерианцем-Гитлером, сколько с тем, что сам Вагнер был антисемитом - даже если не считать Альберика карикатурой на евреев, антисемитские взгляды Вагнер высказывал вполне открыто. Это два. Далее - члены семьи Вагнера, хозяева Байройта и поавонаследники композитора замарали себя ассоциацией с нацисткой верхушкой, что ценности брэнду тоже не добавило. Это три. Тем не менее среди вагнерианцев немало евреев, и в плане их непростого отношения к искусству и к его автору я рекомендую к просмотру Wagner & I Стивена Фрая (который, как понятно, еврей - и большой поклонник искусства Вагнера). Это четыре. Примите и проч от тоже вагнерианца, хоть и не еврея. Я, конечно, понимаю, что «еврейский вопрос» беспокоит, но не в каждой же бочке..
Ответ просто удивительный по своей бессмысленности. Конечно же, вы вправе спорить сами с собой, но зачем сей странный акт оформлять в виде ответа мне?
.
1) Где вы нашли у меня утверждение, что запрет на исполнение Вагнера в Израиле установлен гос.органами? А общественное мнение и гражданское общество, по вашему, лишено возможности цензурировать?
2) Брать пример с Израиля равнозначно «еврейский вопрос беспокоит» и является чем то постыдным? Огласите тогда пожалуйста списком, конкретно что срамотно русским брать в пример с евреев?
Желать в России уровень жизни, как в Израиле, стыдно?
Желать в России уровень политических свобод, как в Израиле, стыдно?
А почему?
Аномалия - вряд-ли, это закономерность. Если учесть, что по количеству силовиков на душу населения РФ уверенно расположилась на втором месте в мире (лидер - Сев. Корея), а в эти структуры в основном идут люди с совершенно определённым набором качеств (по определению силовика генерала Лебедя, дурак - это не отсутствие ума, это такой ум), то становится понятным, что нет никакой загадки, просто реализуется поговорка - "заставь дурака богу молиться, он и лоб разобьет".
Естественно, что это стало возможным только благодаря полученному с самого верха вертикали власти карт-бланша на подавление всего, что не вписывается в их представления нормальности и лояльности/не лояльности по отношению к власти.
Не могли бы вы указать источник данных про "второе место в мире по кол-ву силовиков"? Звучит весьма логично, да и личные наблюдения совпадают, но тяжело поверить что серых уже столько)
По-моему, здесь наезд не на Современник, а конкретно на Ахеджакову. С другой актрисой и не заметили бы.
Наконец про Эдварда.
А он из числа отрабатывающих заказуху от чиновничьей мелочи или сам чиновничья мелочь?
»Клоун у педерастов или педераст у клоунов»?
Второй день подряд читаю нелепые статьи Кашина и не могу не отметить, что Какашин исписался.
Был бы рад услышать это от Вас лично
Он уже давно пишет по принципу кликбейта. Поливает какахой всё вокруг без разбора, переобувается на ходу по 10 раз на дню. На Эхо он хвалит вчера пропагандосов и гонит волну на свободную прессу, а сегодня он жалуется на репрессии. Противно всё это
Посмотрим, потрёт ли и этот комментарий о заказушнике Эдварде.
Фашизм зафиксирован, хорошо. А что там с больным ублюдком, уже дорос или все еще нет?
Очень хороший текст: по делу и точный.
Но вот была в СССР такая милая организация РАПП. Возникла как российская ассоциация пролетарских писателей, а потом стала всесоюзной (ВАПП). Её лидеры боролись за соцреализм, травили Булгакова. Они готовы были быть святее Сталина и душили всё, что им казалось буржуазным и антисоветским.
После Первого съезда писателей ассоциацию распустили за ненадобностью, ибо появился Союз писателей. Но вот судьба руководителей была самой разной. Главу РАПП/ВАПП всемогущего Л.Л. Авербаха в 1937 году расстреляли, через год за ним последовал В.М. Киршон, Ю.Н. Лебединсктй отделался "легким испугом" был на три года исключен из партии. В.П. Ставский, имевший 5 классов образования писал доносы на О. Э. Мандельштама и М.А. Шолохова, на Мандельштама сработал, а на Шолохова - нет, погиб в 1943 году на фронте, обладал смелостью и личным мужеством. А.А. Фадеев в итоге покончил собой, когда преступления Сталина были раскрыты, чувствовал свою ответственность за гибель писателей и поэтов. На самым успешным был литературный критик В.В Ермилов, писавший доносы на Андрея Платонова, он дожил до 1965 года, прожил 61 год, но до того его не любили писатели, что никто из них не пришел на его похороны.
Вот и нынешние ревнители морального кодекса путинизма никогда не будут уважаемыми людьми, никто о них после смерти доброго слова не скажет (разве что родственники).
Яков, огромное вам спасибо! Вот почитаешь вас, как людоеды были пожраны людоедами, и понимаешь, что есть высшая справедливость! И поделом им!
Комментарий под стать посту: очень хороший.
Спасибо.
Нет тут никакого философского вопроса. Ничем не сдерживаемый Левиафан бросается на любой человеческий запах, звук, движение, ибо такова природа этого зверя. Глупо и наивно полагать, что однажды выпущенный из клетки и вкусивший крови, он подчиниться окрику дрессировщика.
"... все начнется вновь
Все должно в природе повториться
И слова, и пули, и любовь, и кровь
Времени не будет помириться "
Все бы хорошо, только вчера на "Эхо Москвы" Кашин фактически заявил, что во всем что сегодня происходит ("путинской диктатуре") виноват Ельцин и косвенно Ахеждакова. А его друзья, чета Скабеевых, - добрые люди и делают хорошее дело.
Вообще знатно говна с лопаты поел. Но на утро колонка про кровавую гэбню и бедную Ахеждакову. Еще Скабеевых надо было обосрать в колонке для Репаблика, чтоб уж наверняка. Типа они работают на Геббельс-ТВ и за все в ответе. Как Ахеждакова в 93-ем.
Вообще-то такой актрисы - по фамилии "Ахеждакова" - в России нет и не было. Следовало бы знать...
да я не читаю че пишу, чего вы придираетесь
хотел правильный вариант скопировать но промахнулся
смысл то пассажа прост: Кашин обсос, а Ахеджакова норм
Заголовок статьи поправьте, Ахеджаковой, а не Ахеждаковой.
я из-за вас скопировал неправильно, а все подумали, наверное, что я намеренно коверкаю
вот уверен, что 0 человек подумало, что я просто ошибся
"Выискивать повод для скандалов", "цепляться, ныть, ждать своего шанса" - это одна из функций пусть даже иногда и желтоватой "четвертой власти" в том числе и во всех развитых демократиях. Как говорится, собака лает - ветер носит (а караван идёт). Да мало ли вообще среди людей и в любом обществе всяческих карьеристов, ябедников, завистников, доносчиков и соглядатаев? Всё дело в том, как, когда, кем и в какую сторону всё это цепляние и нытьё, все эти скандалы и "шансы" подхватываются, направляются и реализуются. И это, конечно, офигительный "философский вопрос" и "историческая загадка, которую именно нам, в это время и в этом месте [в России или в Лондоне?] по какой-то причине и выпало ОКОНЧАТЕЛЬНО [!] рассудить" :-)! Ага! Как сказал поэт, "мы диалектику учили не по Гегелю" (с). Мы сейчас пофилософствуем "в трёх соснах", почешем потылицу, поиграем с самими собой в пряталки и получим ответ: "окончательную бумажку. Фактическую! Настоящую!! Броню!!!" :-)
.
(Но плюсик я всё же поставил - за хорошее начало и середину статьи).