Карлово, Болгария. Фото: K. Wothe / Global Look Press

Карлово, Болгария. Фото: K. Wothe / Global Look Press

В советской пропаганде существовал отдельный жанр, который можно описать известной многим фразой: «Праздник пришел, но невеселы лица простых парижан». Суть приема состояла в том, чтобы доказать гражданам СССР, что за границей простым людям, в общем-то, тоже живется несладко. Богатые — да, наслаждаются плодами красивой жизни, катаются на дорогих авто, жуют жвачку и носят джинсы, а обычный человек там не жирует. Наверняка, таким сообщениям кто-то и верил — может, мы тут живем и не очень, но все примерно одинаково, за кордоном обеспеченные, конечно, процветают, но нам что с этого, зачем менять шило на мыло? Однако мастерам пропаганды тогда и в голову не приходило, например, сообщить, что лица парижан веселеют после того, как они слышат о советской колбасе, что лондонцы восхищаются плодовыми винами, стиральной машиной «Вятка», телевизором «Горизонт» и автомобилем «Запорожец». Уж здесь бы любой гражданин СССР воскликнул: «Не верю!» Не зря же любые импортные вещи — даже из стран соцлагеря — были вечным дефицитом.

Но то советские, морально-устаревшие приемы, современные пропагандисты создали новый жанр — «иностранцы восхитились». «Иностранцы восхитились чем-то российским» — новости с заголовками, созданными по такому принципу, все чаще стали появляться в официальных СМИ. Еще не так давно этот жанр употребляли (не особо даже злоупотребляя им) только урапатриотические маргинальные издания вроде сайта телеканала «Царьград». Героями новостей, как правило становились болгары или китайцы, восхищавшиеся мудростью нашего руководства либо новейшей военной техникой. Перспективный жанр быстро подхватило РИА «Новости», и на сайте информагенства восхищающиеся иностранцы развернулись уже по-настоящему, а с градусом абсурда новостей о них мало что может сравниться.

География восторгов

К традиционно склонным к восхищению всем, что случается в России, болгарам и китайцам прибавились британцы и американцы. Народы, в общем, близкие, поэтому неудивительно, что восхищает их часто одно и то же — например, «подлодка судного дня».

«Уважаемые британские товарищи. Ваш премьер-министр страдает опасной манией. В следующий раз, когда вы решите отправить свою развалюху в Черное море, убедитесь, чтобы она не заходила в российские территориальные воды», — предостерег Leon Lax.