Фото: Xinhua / Global Look Press
Руководитель общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве Алексей Венедиктов 5 августа отчитался в своем телеграм-канале, что в столице на дистанционное электронное голосование (ДЭГ) на выборы в Госдуму записалось уже более 300 тысяч человек. По информации Republic, этого числа удалось достичь за счет принуждения сотрудников бюджетных организаций Москвы. Информацию подтвердил председатель Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта Юрий Дашков.
Начальство подотчетных мэрии структур со 2 августа требует от своих сотрудников зарегистрироваться на сайтах mos.ru и «Госуслуги» и подать заявление на участие именно в электронном голосовании на выборах. Это подтверждают опрошенные Republic сотрудники Мосгортранса, Мосметро, Москоллектора, Департамента капитального ремонта города Москвы, Москоллектора и МФЦ Москвы. Кроме участия самих сотрудников, начальство требует предоставить данные троих родственников и друзей с московской пропиской и регистрацией на Госуслугах — они тоже должны будут проголосовать и отчитаться.
В большинстве случаев начальство объявляет работникам, что те должны до определенной даты предоставить свои данные о регистрации на портале, а также контакты еще троих человек, которые тоже проголосуют онлайн.
Электронное голосование впервые будет использовано на выборах Госдумы-2021. По решению ЦИК, дистанционно проголосовать смогут жители Москвы, Севастополя, Нижегородской, Ярославской, Курской, Мурманской и Ростовской областей.
Сотрудник Мосгортранса на условиях анонимности рассказал, что начальник дал указание сотрудникам «подать заявление на дистанционное голосование на mos.ru или "Госуслугах" до конца рабочего дня» 2 августа.
Также он процитировал сообщение своего начальника в группе в WhatsApp: «Коллеги, мы начинаем активную подготовку к выборам. Все наши сотрудники и их друзья +3 должны максимально сегодня подать заявление на электронное голосование. Выгрузку будут делать ежедневно, и мы ежедневно будем отрабатывать списки».
При этом начальство не интересуется, хотят ли подчиненные голосовать как обычно — на избирательном участке. «А я хочу официально голосовать, на листочке», — рассказал Republic недовольный сотрудник Москоллектора.
В распоряжении Republic есть также скриншоты инструкций, которые рассылает начальство бюджетных организаций. Сотрудникам, которые регистрируются, нужно доказать, что они это сделали, — прислать скриншот с галочкой напротив графы «электронное голосование».
В Москве мобилизация бюджетников началась в середине июля. По информации Republic, для участия в тестировании системы ДЭГ перед выборами в Госдуму, которое прошло 29–30 июля, сотрудники московских управ, префектур, а также Москомспорта должны были в обязательном порядке поучаствовать в «тренировке» сами и привлечь к голосованию как минимум двоих своих родственников или друзей с московской регистрацией и подтвержденными аккаунтами на mos.ru и «Госуслугах». Для того чтобы обеспечить достойное количество участников в электронном голосовании, столичным властям пришлось мобилизовать подведомственные организации. От госслужащих требовалось предоставить данные своих близких, а по факту голосования — скриншоты: свой и, опять же, близких.
Один из собеседников Republic, работающий в столичной управе, рассказал, что 30 июля ему позвонил начальник и спросил, почему он и люди, которых он предоставил как тех, «кто точно проголосует», еще не проголосовали. После того как они приняли участие в тестировании, начальству нужно было предоставить скриншот.
В рамках «тренировки» участникам голосования нужно было ответить на два вопроса: о необходимости принудительной вакцинации и развития общественного транспорта. По такой же схеме голосовали и предоставляли данные своих близких сотрудники Москомспорта и одной из московских префектур.
Новая волна мобилизации бюджетников
По информации координатора московского отделения движения за права избирателей «Голос» Дмитрия Нестерова, в конце лета 2021 года «началась новая волна мобилизаций» бюджетников, которым нужно зарегистрироваться на столичном портале mos.ru, подтвердить его через «Госуслуги» и когда начальство попросит — принять участие в голосовании.
«Пока большинство требований к бюджетникам — это дозаполнить и привести в порядок аккаунты на mos.ru, чтобы они были пригодны для голосования», — сказал Нестеров. Нестеров отметил, что бюджетники «регулярно участвуют в принудиловке». По его словам, участие в «дистанционке» требуют принимать непосредственные начальники.
«Но этим начальникам, когда надо, дают и списки записавшихся на ДЭГ сотрудников, и списки состояния заполненности аккаунтов на mos.ru, так что несложно сделать вывод, что это спускается по вертикали мэрии», — сказал Нестеров.
Сопредседатель «Голоса» Станислав Андрейчук заявил Republic, что не до конца понимает смысл принудительной мобилизации, потому что «мобилизовать есть смысл тех, в ком уверен». «Сам факт давления часто влияет на выбор человека», — отметил эксперт.
На момент публикации не удалось получить комментарии от госструктур по поводу принуждения работников к участию в выборах онлайн. В пресс-службах Московского метрополитена и Мосгортранса корреспонденту отказались давать комментарии по телефону, а на письменные запросы они, Департамент капитального ремонта города Москвы, МФЦ и Москоллектор спустя трое суток после отправки запросов не ответили. Алексей Венедиктов также не стал комментировать ситуацию, посоветовав переадресовать вопрос к правительству Москвы.
Ранее в СМИ появлялась информация, что бюджетников принуждают участвовать в праймериз «Единой России» и регистрироваться для онлайн-выборов на mos.ru и «Госуслугах». В частности, сообщалось, что такие указания получали медики, педагоги и работники других бюджетных учреждений.
Электронное голосование почти невозможно проконтролировать, поэтому оно потенциально дает возможность для фальсификаций. «Мы как эксперты категорически против такой формы голосования, — заявлял ранее в интервью Republic сопредседатель «Голоса» Станислав Андрейчук. — Единственный аргумент, который приводит ЦИК, — это удобство избирателей. Но это сомнительный аргумент, так как на выборах главное не удобство, а достоверность итогов и прозрачность процедуры. Удобство — дело второстепенное. Тем более что мировой опыт показывает: облегчение условий для голосования практически не сказывается на явке. А вот контролировать такое голосование и подрисовывать результаты намного легче. Проверить его почти невозможно».
Дополнение: комментарий общественного штаба по наблюдению за выборами
Спустя несколько часов после публикации этого текста общественный штаб по наблюдению за выборами в Москве опубликовал в своем телеграм-канале заявление:
«Общественный штаб внимательно следит за всеми сообщениями в различных каналах и проверяет все обращения от граждан, в которых содержатся конкретные факты с указанием организации. Также Общественный штаб работает с обращениями граждан и организаций. По каждому факту нарушений избирательных прав граждан, который подтвердится, будут незамедлительно приняты все необходимые меры.
На данный момент в Общественный штаб поступило одно обращение от кандидата в депутаты МГД по округу №19.
При этом все рассматриваемые обращения в Общественный штаб должны быть подписаны. Анонимные сообщения Общественный штаб не проверяет — и из-за невозможности принятия мер реагирования в случае анонимности источника, так и для того, чтобы избежать потери времени на проверку фейковых сообщений», — говорят в штабе.