Год назад, 9 августа 2020 года в Беларуси прошли президентские выборы, результат которых неизвестен. Появление единого оппозиционного кандидата — Светланы Тихановской — всколыхнуло страну, вполне возможно, что Александр Лукашенко проиграл. Однако он объявил о своей безоговорочной победе, фальсифицировав итоги выборов, что вызвало небывалый протест. Несколько месяцев белорусы выходили на мирные массовые акции, а также бастовали — ответом режима были аресты, пытки, убийства. Надежды на смену власти не оправдались. Год спустя Беларусь, совсем недавно самая тихая и спокойная страна постсоветского пространства, напоминает огромный концлагерь. Лукашенко эффективно удерживает власть страхом и насилием. Судя по всему, он хорошо освоился в роли кровожадного диктатора и сегодня чувствует себя гораздо комфортнее, чем в августе 2020-го, а поэтому позволяет себе дерзости и международные провокации, загоняя страну все глубже в изоляцию. Однако прошлое не вернуть, Беларусь никогда уже не станет прежней, а цепочку новых потрясений может запустить любой неверный шаг.
Что поменялось
Сразу после начала протестов Лукашенко развернул массовые репрессии против оппозиционеров, независимых СМИ и протестующих. Острая фаза преследований завершилась осенью 2020 года, но маховик репрессий продолжает вращаться. Белорусов задерживают, увольняют, штрафуют и арестовывают за критику властей в соцсетях, демонстрацию бело-красно-белого флага, признанного экстремистским.
Последняя крупная репрессивная история — разгром белорусских НКО, причем не только журналистских и правозащитных структур, но и совершенно аполитичных экологических организаций и благотворительных фондов, помогающим инвалидам. Борьбу с НКО инициировал сам Лукашенко, заявив, что «рост количества некоммерческих организаций — это маркер подготовки цветных революций».
Вот результаты этого года (август 2020-август 2021) в цифрах:
- четверо протестующих погибли;
- 610 человек считаются политзаключенными;
- через изоляторы прошло около 40 000 человек;
- правозащитники зафиксировали сотни случаев пыток в СИЗО, ИВС и тюрьмах;
- возбуждено около 4600 уголовных дел по статье «экстремизм»;
- в стране уничтожены более 50 НКО, причем как правозащитных, так и аполитичных благотворительных структур;
- десятки СМИ заблокированы. Некоторые из них, такие как канал «Белсат» и крупнейшее независимое медиа страны TUT.BY, признаны экстремистскими;
- 29 белорусских журналистов сейчас находятся в СИЗО или в тюрьме;
- Виктор Бабарико получил 14 лет тюрьмы. 24 июня начался суд над Сергеем Тихановским. Сегодня, 9 августа, должен быть вынесен приговор Марии Колесниковой.