Такое бывало только в Италии. Бесконечная и абсолютная красота. Кажется, уже все, насытился, а тут снова и снова. Это тоже Юг. Юг Архангельской области. Кенозерский национальный парк — деревянные часовни, озера, небеса и другие «небеса» — расписные деревянные потолоки в храмах. Это не один открыточный вид. И не два. Это непрерывная лента прекрасного — природа, архитектура, люди, особый северный говор. И еще прозрачная тишина. И только отвратительная грунтовая дорога способна утрясти впечатления и возвратить тебя на землю.
Для зверей и для людей
Кенозерский национальный парк — это заповедник, но непростой. Он защищает не только живность и природу, но и храмы, и народные былины, и живущих на этой земле людей, и как бы пафосно это ни звучало — русский дух.
Парк занимает огромную и малодоступную территорию. Если ехать в Плесецкий сектор — это самая красивая часть Кенозерского парка, то от станции Плесецкая, если повезет, можно добраться за 3 часа на автомобиле. По пути частный понтонный мост — владелец прикупил разобранную конструкцию у военных и организовал переправу за 350 руб. в одну сторону. Альтернатив, кажется, нет.
Хозяйственная деятельность для местных жителей тут не только не запрещена, но стимулируется. Они могут ловить сетью (гости — только удочкой), ездить на моторке по озерам, держать гостевые дома и т.д. Все местные жители так или иначе работают на национальный парк и его посетителей. Гостям можно даже встать с палаткой и разжечь костер, но только в строго отведенных местах. Еще там есть мини-гостиницы, несколько изб, где бабы накормят пирогами, а мужики выловят и закоптят для тебя рыбу, протопят баню и по-черному, и по-белому (для особо привередливых), отвезут на моторке в самую красивую деревню России и т.д.
«Как мера и красота скажет»
Первое удивление — храмы и часовни не видны издалека, маковки не торчат над избами и лесами. Они, наоборот, прячутся за деревьями, а порой и просто стоят в глухой чаще, в километрах от любого жилья. Часовня святого Николая в Вершинино, красующаяся на холме, — визитная карточка Кенозера — скорее исключение, чем правило.