
Люди собрались возле самолета ВВС США Boeing C-17 в международном аэропорту имени Хамида Карзая в Кабуле. Фото: Shekib Rahmani / AP / TASS
Вступивший в Кабул новый правитель обратился к народу с краткой речью: «Увидел я безбожие и нищету при прежнем правительстве, и посвятил себя служению вере, и спас вас от этого безбожия и нищеты. В будущем деньги из государственной казны не будут попусту расходоваться на строительство и школы и будут розданы солдатам и муллам, чтобы они молились за нас. Я не буду взимать муниципальные и таможенные пошлины. Вы — мои подданные. Ступайте и живите спокойно». Чиновники свергнутого режима отреклись от безбожия в виде отмены чадры, основания женских школ, направления девушек на учебу за границу, введения обычая брить бороду, определения учащихся в английские школы и других грубейших нарушений шариата. Сурово наказывать отрекшихся не стали, но и на высоких должностях не оставили. Тех, кто сохранил верность свергнутому режиму, посадили в тюрьмы. Один из них, учившийся во Франции офицер-артиллерист Мухаммад Якуб-хан так выразил свои чувства: «У нас ничего не осталось, кроме страха и зла, мук и несчастий. Все, что окружает нас, усиливает наше горе».
Эта история произошла в 1929 году, когда неграмотный бывший солдат-дезертир Хабибулла по прозвищу Бачаи Сакао вошел в Кабул во главе части пуштунских племен при поддержке духовенства и сверг короля-реформатора Амануллу, которого по иронии судьбы пыталась спасти Красная армия — в Москве Амануллу рассматривали как партнера по внешнеполитическим играм. Впрочем, даже симпатизировавший королю историк Мир Гулам Мухаммад Губар, занимавший при нем административные и дипломатические должности, признавал, что основания для раздражения от правления короля были связаны не только с реакционностью и отсталостью подданных, но и с безнаказанностью коррупционеров, и с налоговым гнетом, и с некомпетентностью многих чиновников, и с реформаторскими перехлестами.
Традиционная монархическая легитимность не гарантирует сохранения власти. Из 15 эмиров, королей и даже одного президента Афганистана, принадлежавших к племени Мухаммадзай, лишь трое умерли, находясь у власти, и при этом своей смертью. В ХХ веке таковым был только Абдуррахман, скончавшийся в первый год того столетия. Но, несмотря на это, династия оставалась у власти вплоть до коммунистического переворота (Саурской революции) 1978 года — с перерывом меньше чем на годичное правление Бачаи Сакао, свергнутого родственником Амануллы, Надир-шахом. Он собрал более мощную пуштунскую военную силу, чем находилась в распоряжении неграмотного солдата. Надир-шах скорректировал реформаторскую политику Амануллы, сделав ее более приемлемой для афганского населения. При нем многие соратники Амануллы подвергались преследованиям, но за период четырехлетнего правления Надир-шаха была принята новая конституция, учрежден парламент (в рамках дуалистической монархии), созданы медицинский факультет, преобразованный затем в Кабульский университет, и национальный банк.
Мухаммед Надир-шах. Фото: wikipedia.org
Шариат - это вам не шаттлы с хабблами пулять в небо!
Шариат - это надо понимать!
А кто не понимает - чик-чик, и ходи, сукин сын, без руки, или вообще без башки.
А вообще-то, это не дело.
Мы таки в ответе за тех, кого приручили.
Если приучали к цивилизации 20 лет, то не годится так бросать.
Или не надо было приручать, открывать университеты, и очеловечивать афганок.
Польша, кстати, к моему изумлению, начала привозить самолётами афганцев, которые в течение 20 лет с поляками как-то сотрудничали.
Хотя раньше ни в каких симпатиях к мусульманам замечена не была.
Вот это понять можно.
И, конечно, приветствовать.
Пусть афганцы в кои-то веки сами попробуют управлять своим государством. Сейчас как раз выпал для этого шанс, лишь бы наружу не лезли. Даст Бог, у них там перекипит, и лет через 25-30 будет среднее авторитарное государство.
Вы так написали, будто "самоуправлению" есть какие-то альтернативы. Жизнеспособных альтернатив нет. И об этом буквально кричит вся история человечества. Общество может измениться только изнутри, только тогда, когда подавляющее (!) большинство его членов захочет жить по-другому. Это касается любой страны: и Афганистана, и России (!), и США, и объясняется элементарными законами физики. Извне на общество можно влиять, но только до определенной степени: это влияние сильно ограничено своим масштабом (который как правило несопоставим с масштабом общества и его внутренних влиятельных течений).
Иными словами, Афганистан можно сделать демократическим извне, только если заселить его людьми, разделяющими демократические ценности, причем так, чтобы их стало подавляющее большинство. В Афганистане проживает сейчас 38 млн человек. Чтобы этот план сработал, туда должны переехать на ПМЖ порядка 100 млн условных демократов (а может и больше — термин "подавляющее большинство" условен и зависит от массы конкретных условий в конкретной стране). Понятно, что такое невозможно. Конечно, чисто теоретически подавляющего большинства можно достигнуть другим способом — радикально уменьшив количество коренных жителей (грубо говоря, истребив миллионы человек), и такие примеры в истории есть. Но сейчас такое тоже никто не будет делать, потому что это сильно противоречит тем самым демократическим ценностям, которые являются конечной целью влияния, а также потому что есть понимание, что многовековые традиции — сущность очень живучая и геноцид провоцирует выживших охранять и воспроизводить их с удесятеренной силой (то есть, существует значительная вероятность, что выжившие после геноцида в какой-то момент опять станут подавляющим большинством и все начнется сначала). Это заведомо тупиковый подход.
Лучшее, что можно делать при взаимодействии с радикально другим обществом — это искать компромиссы, которые с одной стороны будут обеспечивать собственную безопасность, с другой стороны — мягко, неинвазивно популяризировать идеи демократии (чтобы не вызывать резкого отторжения местной традицией). Через культурный, научный, экономический обмен и тому подобное. Не сомневаюсь, что США и Европа это тоже осознали (причем достаточно давно — это осознание началось еще в период массового отказа западных стран от колониальной политики десятки лет назад). А потому, собственно, и было принято по сути безальтернативное с точки зрения современных демократических ценностей решение о выводе войск.
Мне любопытно что вы скажете когда они наладят наконец побивание камнями и отрезание голов согласно действующему законодательству.
Ничего хорошего не скажу я - гуманист, я даже против люстраций. Вот и с вашим братом новиопом по-хорошему пытаюсь договариваться.
А с чего вы взяли, что наружу не полезут? Где к этому предпосылки? Всегда лезли, а тут вдруг не полезут.
Ни с чего не взяла, выражаю надежду.
Ну, в Северной Корее "перекипает" уже 70 лет, и никакого "света в конце туннеля" не видно...
Спасибо, интересно. Но достаточно ли нам веберовской теории легитимности для понимания того, что там происходит? Казалось бы, по шагам американцы все делали правильно, и такой результат. Представляется, что ошибка коренится в самом представлении об устройстве обществ такого рода и в вере в универсальность моделей политической трансформации.
Веберовской теории легитимности недостаточно, но и американцы по шагам там делали многое совершенно неправильно. В данном случае устройство обществ такого рода, мне кажется, далеко не главный фактор. Что хочется людям из совершенно разных обществ? Справедливости и предсказуемости. Демократические примочки вроде выборов -- это прекрасно, но не главное. А американцы, между тем, что в Афгане, что во Вьетнаме, что в Иране, что на Кубе, что в куче других стран делали ставку на самых коррумпированных местных царьков из возможных, при которых для обычных людей наступает полный беспредел. И не надо говорить, что при талибах и прочих дикарах тоже беспредел. Они как раз предлагают дикий, но с точки зрения дикарей довольно чёткий "предел": Аллаху - акбар, а остальным бошки с плеч. Поэтому результат закономерен и, как показывает американский же опыт, универсален: они эти грабли истоптали вдоль и поперёк. Там, где поддерживаемые американцами царьки оказываются не сильно коррумпированными (см. Тайвань и Корею 70-80-х), и результат гораздо позитивнее.
Ошибочно считать американцев дураками или циниками. Они имели дело с теми элитными группами, что реально существовали и имели влияния. Иллюзий по поводу особенностей этой элиты американцы скорее всего не испытывали. Параллельно они занимались выращиванием новых элитных групп, помогая строить новую современную армию, создавая систему светского образования, СМИ, гражданской и хозяйственной инфраструктуры. Военные, администраторы, врачи, инженеры, журналисты и должны были по замыслу американцев стать новой, современной и некоррумпированной элитой. Все эти шаги представляются вполне разумными и способными дать положительный эффект. Но бородачи с автоматами оказались сильнее. Почему? Легко сказать: поддерживали не тех. А кто эти самые «те»? Кто-то, оказавшись на месте американцев сделал бы лучше? Нашел бы настоящую, уже готовую честную элиту, ориентированную на модернизацию? Ее просто не было, и вырастить за 20 лет не получилось.
>
> Ошибочно считать американцев дураками или циниками.
>
Если вы это мне, то вы обратились совершенно не по адресу. Американцы поддерживали тех, кто был выгоден американским чиновникам, контрактерам и т.д. Ни к глупости, ни к цинизму это отношения не имеет.
>
> Они имели дело с теми элитными группами, что реально существовали и имели влияния.
>
Даааа... Вот мы только что и увидели всё их влияние.
>
> Иллюзий по поводу особенностей этой элиты американцы скорее всего не испытывали.
>
Испытывали, причём дичайшие. Иначе не стал бы Байден нести ахинею по поводу боеспособности бравых афганцев и невозможности их проигрыша за месяц до того, как они практически без боёв сдали весь Афганистан. Иллюзии эти испытывал не только он, но и, как минимум, куча военных и гражданских советников, которые ему всю эту ересь в уши влили.
>
> Легко сказать: поддерживали не тех. А кто эти самые «те»? Кто-то, оказавшись на месте американцев сделал бы лучше?
>
80% решения задачи -- постановка правильной задачи. Вопрос выше -- как раз не очень "правильный" вопрос. И, надо сказать, многие в правительстве Штатах это давно, ещё лет 15 назад осознали. Осознали, что в Афганистан надо было прийти, убрать Аль-Каеду, и уйти, в принципе не пытаясь там никого особо цивилизовать или что-то там строить. Или же приказать Пакистану уняться и брать под свой контроль абсолютно все сферы афганской жизни, но на это не было ресурсов и желания даже когда всё это только затевалось.
Уйти из Афганистана последние 15 лет предлагали очень многие из американских элит, но духу сделать это до недавнего времени этим элитам не хватало.
Поскольку все делалось под внешним управлением, не возникло минимального слоя местной элиты, считающего себя ответственным за страну. Такой слой часто образует "глубинное государство" - рассадник коррупции и препятствие дальнейшему прогрессу, но при этом стабилизатор и страховка от полного развала и дикости. Классический пример - армия в Египте. Но это формируется достаточно долго и без тотального внешнего управления. А с ним, возможно, не формируется в принципе.
Почему не возникла элита? Талибы явно претендуют на эту позицию. И с точки зрения возможно большинства афганцев их степень ответственности выше, чем у про-американской верхушки. Как до того про-советской.
Ну я и говорю, под внешним управлением не появляется. Что из талибов получится - не думаю. Во-первых идеология у них на первом месте и толкает на всякие глупости. Во-вторых они слишком крепко привязаны к Пакистану.
Вот почему ни в одной исламской стране никогда не будет демократии и даже конституционной монархии. Им нужен "справедливый" и жесткий диктатор - это единственная гарантия стабильности.
>>конституционной монархии.
Марокко
Зачет, Василий Петрович. Иордания кстати еще. Ну так сложилось....ПОКА. До очередной арабской весны
Бабай - он и в Африке бабай.