Владимир Путин  и Ангела Меркель / kremlin.ru

Владимир Путин и Ангела Меркель / kremlin.ru

Прощальный визит канцлера Германии Ангелы Меркель в Москву и Киев носил не ностальгический характер подведения итогов большого пути (20 визитов в РФ в качестве главы правительства), а был сфокусирован на решении одной конкретной задачи — выполнении обязательств Берлина по недавнему политическому соглашению с США о поддержке Украины и обеспечении энергетической безопасности Европы в связи с завершением строительства газопровода «Северный поток — 2».

Согласно этому документу, Германия обязалась «использовать все свое влияние» (в отношениях с РФ), чтобы обеспечить продление на 10 лет соглашения о транзите российского газа через ГТС Украины (нынешнее пятилетнее соглашение истекает в 2024 году) и содействовать запуску до 1 сентября этого года соответствующих переговоров (вероятно, между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины»), назначив для этого спецпосланника правительства Германии. США и Германия заявили, что Украины должна остаться транзитной страной для экспорта российского газа в ЕС и после ввода в эксплуатацию «Северного потока — 2».

Политическая договоренность администрации Байдена и правительства Меркель позволила избежать американских санкций в отношении немецких юридических и физических лиц при завершении строительства «Северного потока — 2», но была встречена в штыки руководством Украины, которое усмотрело здесь «предательство интересов Украины» и даже нарушение обязательств ЕС по Соглашению об ассоциации.

Одновременно жесткая позиция Меркель в пользу завершения строительства «Северного потока — 2» и продемонстрированная ею «реальная субъектность» в очень сложном конфликте с Вашингтоном усилила рычаги влияния Москвы на Украину и соседние государства Восточной Европы и тем самым немного растопила верхний слой вечной мерзлоты, образовавшейся на месте особо доверительных отношений и «партнерства для модернизации» между Россией и Германией после 2014 года.

Навальный, выборы, Афганистан

Сегодня российско-германские отношения находятся в своей низшей точке во многом из-за позиции Берлина по делу об отравлении Алексея Навального и личной роли Меркель в организации нового раунда санкционного давления ЕС на Россию. Приезд канцлера в Москву в годовщину отравления Навального был предварен традиционным заявлением МИД РФ, в котором власти Германии обвинялись в том, что они «что-то нахимичили» с анализами Навального и не делятся информацией. Меркель сделала тему Навального одной из центральных на переговорах и публично потребовала его освобождения.