Представление об умеренности талибов основано на нескольких аргументах.
Первый — заявления их представителей, сделанные после того, как они 15 августа вошли в столицу Афганистана Кабул.
Например, о том, что побивание камнями сохранится, но будет проводиться по решению шариатского суда (никакой умеренности здесь не видно). Или же о праве женщин получать образование — это серьезнее, хотя и неясны условия. Возможно, они будут варьироваться в зависимости от территории — в Кабуле оставят несколько «витринных» современных школ для посещения зарубежными дипломатами, а в провинции будут другие практики, связанные лишь с самым элементарным обучением. В любом случае такая версия основывается на прецеденте: в Кабуле талибы разрешили женщинам продолжать работу в СМИ, а в Газни — запретили (заодно там запрещено и исполнение музыкальных произведений на радио).
Второй аргумент — объявление талибами амнистии своим противникам и переговоры с частью представителей прежнего режима о характере будущего правительства. Мы видели даже, как в качестве посредников с талибскими деятелями встретились экс-президент Афганистана Хамид Карзай и экс-глава МИДа Абдулла Абдулла. Эта идиллия, однако, не должна вводить в заблуждение. По сообщению CNN, и Карзай и Абдулла, рассчитывавшие вписаться в новый режим, оказались под домашним арестом — в любом случае, свобода их действий ограничена.
Умеренные жесты нужны талибам лишь для частичного продолжения международной финансовой поддержки — и если они посчитают, что эти жесты излишни, то могут с легкостью от них отказаться как от противоречащих шариатскому идеалу.