Еще до того, как президент МОК Жак Рогге на сессии комитета в Гватемале два года назад объявил, что зимние Олимпийские игры-2014 пройдут в Сочи, у российских властей уже был ответ, зачем государству тратить десятки миллиардов рублей на самое дорогое в мире спортивное мероприятие. «Даже если не получим Олимпиаду, все равно будем развивать Сочи. А проведение игр обеспечит дополнительные туристические потоки», – к этому сводились комментарии федеральных и региональных чиновников. Приводились даже конкретные оценки: в действовавшей до прошлого года ФЦП «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта (2006 – 2014 годы)" прогнозировалось, что в 2014 году в Краснодарский край приедут отдыхать 7 млн человек, из них не менее 60% – в Сочи.

ОЛИМПИАДА НЕ ПОМОЖЕТ


Заменив ФЦП программой строительства олимпийских объектов, чиновники не отказались от цели превратить Сочи в крупный туристический центр. Пару месяцев назад премьер Владимир Путин в одном из выступлений подчеркнул, что 80% средств, выделенных на подготовку к Олимпиаде, должны пойти на развитие Сочи как курорта и лишь 20% – на собственно спортивные объекты.
Правда, причем тут Олимпиада, совсем непонятно. Если посмотреть на опыт других городов, проводивших Олимпийские игры в последние пару десятилетий, практически нигде они не способствовали увеличению туристического потока. Хотя, как и в случае с Сочи, основная часть средств тратится как раз на инфраструктуру – дороги, гостиницы, приведение в порядок городов проведения Олимпиады, и так далее. Пожалуй, единственным положительным примером удачного туристического маркетинга можно считать только летние Олимпийские игры 1992 года в Барселоне, которая и сама по себе – известный туристический центр. А вот Олимпиада-2000 в Сиднее оказала и вовсе отрицательное влияние на туристическую привлекательность этого города: после ее проведения поток туристов в этот город хоть и вырос, но меньше, чем в Австралию в целом.

ЦЕНЫ БУДУТ РАСТИ


Откуда такая уверенность, что Сочи не повторит опыт остальных олимпийских городов? Ответственные за пиар мероприятия чиновники упирают в основном на то, что инфраструктура города основательно нуждается в модернизации. Неплохо бы построить новые дороги и развязки, ибо пробки здесь даже основательнее московских, перенести от берега явно мешающую там строительству туристических объектов железную дорогу, решить проблемы с подачей электричества и воды. Без этого и говорить-то о привлечении туристов было бы странно.
Из этого же делается вывод, что как только текущие проблемы будут решены, то и туристы тут же потянутся. Но сейчас их отпугивает совсем не неразвитость инфраструктуры. Главная проблема – стоимость отдыха при сравнимом уровне качества. При прочих равных получается, что отдыхать в Сочи дороже, чем в России, уже сейчас. В будущем же стоимость отдыха здесь наверняка будет только расти – так же, как резко подскочила стоимость земли, жилья и продуктов, как только Сочи выиграл олимпийский тендер.
Хотя только что избранный главой города Анатолий Пахомов уже заявил, что в нынешнем сезоне город посетят 4,5 млн человек, это число является существенным преувеличением. Номерной фонд Сочи в настоящее время оценивается всего лишь в 68 000 номеров, что, по опыту туроператоров, позволяет принимать всего 1,2 млн туристов в год. Сколько их приезжает всего, с учетом тех, кто останавливается в частном секторе, не знает никто – достоверной методики просто не существует. В таком случае можно объявлять олимпийскую цель выполненной хоть сейчас – и пусть даже в официальных гостиницах хватает свободных мест.

ИНОСТРАНЦАМ ПУТЬ ЗАКАЗАН


Но, может, в Сочи удастся привлечь иностранцев, для которых пока город как курорт просто не существует? Как бы не так. Далеко ходить не нужно: достаточно просто посмотреть на успехи Москвы и Петербурга, которые в отличие от Сочи иностранцам как объекты туризма известны, и куда в основном и приезжают туристы из-за рубежа. Увы, на протяжении всех последних лет въездной туризм в Россию стагнирует – и это несмотря на то, что инфраструктура российских столиц в последнее десятилетие только улучшалась, здесь строились новые комфортабельные гостиницы, разрабатывались новые туристические программы. Массовые мероприятия вроде прошлогоднего финала Лиги Чемпионов с массовым заездом 40 000 болельщиков никак подстегнуть интерес к России не помогают. А кризис уже привел к тому, что в первом квартале этого года, по данным Ростуризма, количество приехавших к нам интуристов сократилось на 19%.
В чем причина? Да все в том же – в ценах. Стоимость размещения в московских отелях давно является одной из самых высоких в Европе, и нет оснований сомневаться, что то же самое будет происходить и в Сочи. К тому же в Россию иностранцам банально сложно попасть, а привыкшим разъезжать по всему свету без необходимости возиться с оформлением виз европейцы и американцам это вряд ли по вкусу. Но даже если к моменту проведения Олимпиады Россия радикально упростит визовый режим со всеми крупными странами, то что туристы увидят в Сочи? Зимний холодный город с бушующим морем? Не лучшая реклама для курорта.