Современная психиатрия сплетает воедино биологию, психологию и социологию, чтобы построить «биопсихосоциальную» модель душевного расстройства, объясняет британский врач Энтони Дэвид во вступлении к своей книге «Глядя в бездну. Заметки нейропсихиатра о душевных расстройствах» (выходит в сентябре в издательстве Corpus). Эта модель — гордость сегодняшних психиатров: «Она показывает, сколь широки наши профессиональные познания и сколь чужды нам всякого рода догмы».
Только вот применять эту модель на практике отчего-то не удается, признает доктор Дэвид: «Каждый раз, когда мы знакомимся с новым пациентом, приходится решать, какая сфера из трех играет самую важную роль — а может быть, какая-то четвертая; иначе нам остается лишь теория, которая объясняет всё — и ничего».
Захватывающая книга состоит из семи глав, каждая названа именем какой-то знаменитой песни (Strawberry Fields Forever, Just the Two of Us и других; эти названия сохранены в переводе). В центре каждой главы — история из клинической практики автора. Случаи очень разные, но все они по-новому раскрывают неизмеримые бездны мучений, в которые ввергнуты люди, страдающие различными психиатрическими расстройствами.
Глава, отрывок из которой мы публикуем с любезного разрешения издательства, рассказывает трагическую историю одного из пациентов доктора Дэвиса, 40-летнего Томаса — водителя грузовика, прекрасного семьянина и доброго христианина. В какой-то момент у Томаса случился приступ депрессии, вроде бы не вызванной никакими внешними причинами — «психиатры называют такую депрессию эндогенной (буквально "зародившейся внутри")».
«К счастью, Томас хорошо отреагировал на антидепрессанты и вернулся к работе. Правда, он не сообщил работодателю, что врачи рекомендовали ему продолжить принимать лекарства. Это было серьезным нарушением правил. Кроме того, он солгал, а в его мире ложь считалась грехом…
Со временем сознание, что он согрешил пред Господом, совсем измучили Томаса. Он не понимал, как ему спастись от этих мыслей, и его разум обратился к идее самоубийства. Почему бы и нет? Он и так обрек себя на муки ада!»
Пройдя очередной курс терапии и уверяя близких, что чувствует себя гораздо лучше, Томас бросился под грузовик на оживленной трассе. В главе, которая, естественно, называется Losing My Religion, автор книги описывает сложные связи религиозности и суицидальных наклонностей, а также рассказывает о своей работе в приемном покое для неудавшихся самоубийц.