Бутан. Фото: wikipedia.org

Бутан. Фото: wikipedia.org

Бутан, крошечная страна, затерянная в Гималаях, словно очнулся от летаргического сна в 1972 году, с вступлением на престол четвертого короля Джигме Сингье Вангчука, который взял на вооружение политику своего отца — постепенную модернизацию при максимальном сохранении национальных традиций.

Путь во внешний мир после десятилетий географической и политической изоляции был продолжен (правда, благодаря той же изоляции Бутан избежал какого-либо участия в разрушительных войнах XX века). В королевство стали допускаться в ограниченном количестве зарубежные журналисты и туристы, страна начала обзаводиться инфраструктурой — электричеством, телефонной и радиосвязью, дорогами..

В 1998 году король передал исполнительную власть кабинету министров, обеспечив сменяемость и ротацию высших чиновников. А еще через четыре года в Бутане было создано национальное телевидение — до этого телесигнал был под запретом…

В 2006 году Джигме Сингье Вангчук раньше объявленного срока отрекся от престола в пользу своего старшего сына Джигме Кхесар Намгьел Вангчука — тот был коронован два года спустя и сразу заявил о себе как об убежденном стороннике демократических преобразований. Заняв трон, Джигме Кхесар объявил о необходимости перехода к современным стандартам образования, бизнеса, государственной службы. А еще Его Величество борется за здоровье своих подданных — Бутан стал единственной страной мира, на всей территории которой запрещено курение.

Королевская загадка

В сущности, ситуация с престолонаследием в Бутане такая же, как в европейских монархиях. Как же получилось, что на троне давно восседает сын, а его папа, правивший страной более 30 лет, все еще носит титул «король-отец»? И вообще, почему он решил в свое время отречься?

Еще до отъезда в Бутан я поинтересовалась этим вопросом — версии в интернет-ресурсах в основном сводились к тому, что Джигме Сингье Вангчук передал трон сыну в силу возраста и состояния здоровья. С этим «знанием» я и прилетела в Бутан.

Но общение с королем-отцом развеяло эти версии в прах: тот мало того, что излучал здоровье и хорошее настроение, так еще и совершенно не выглядел на свои 60. Тогда я попросила помочь мне с разгадкой королевской тайны представителей Службы протокола королевской семьи.

«Проблемы со здоровьем, говорите? Читали об этом, говорите? — изумился мой сопровождающий, 40-летний Пако из Службы протокола королевской семьи. — Да вы посмотрите на короля! Ведь он здоровее меня! И посильнее, я думаю»…

Все оказалось очень просто: Его Величество принял решение уйти, потому что посчитал, что сделал все, от него зависящее, для своего государства, и надо уступить дорогу молодым…

Кстати, население Бутана очень чтит своих монархов. На каждом доме в столице красуются огромные портреты двух королей, украшенные иллюминацией, и под ними стоят подписи: «Мы любим вас!», «Long live the Kings!» (да здравствуют короли!) или что-то подобное.