Противостояние между Пекином и Оттавой затянулось без малого на три года. Игра «кто моргнет первым» продлилась 1030 дней и закончилась в конце сентября неожиданным для всех обменом финансового директора и дочери основателя и владельца Huawei Жэнь Чжэнфэя Мэн Ваньчжоу на двух Майклов из Канады: Справора и Коврига. Американский Минюст разрешил главе финансового ведомства Huawei Technologies вернуться на родину после без малого трех лет, проведенных под домашним арестом в Канаде.
Мэн Ваньчжоу арестовали в первый день зимы 2018 года по требованию Министерства юстиции США в международном аэропорту Ванкувера при пересадке с одного рейса на другой. Ее обвинили в том, что она солгала в 2013 году банку HSBC, заявив, что компания, которая принадлежит Huawei, якобы не нарушала американские санкции и не вела дел с Ираном. Банк продолжил работать с Huawei и провел транзакцию как минимум на $7,5 млн, нарушив американские законы.
Адвокаты Мэн все три года нахождения ее под домашним арестом утверждали, что она сказала правду. Кстати, они же неоднократно напоминали канадским судьям слова Дональда Трампа, который в бытность президентом США заявил, что может амнистировать Мэн Ваньчжоу, чтобы обезопасить торговое соглашение с Китаем, но так и не вмешался.
«Трамп только сделал все еще хуже, несколько раз намекнув, что Huawei просто может быть разменной монетой на переговорах по торговому соглашению», — написал в мемуарах Джон Болтон, бывший у Трампа советником по нацбезопасности.
Адвокаты Мэн больше года назад начали переговоры об ее освобождении с представителями Минюста США. Правда, они оказались неудачными, потому что китаянка категорически отказывалась признавать свою вину, а Вашингтон требовал официального признания нарушения американских законов.
Решение Минюста США было объявлено в пятницу, 24 сентября, в федеральном суде Бруклина — после того как Мэн частично признала обвинения в обмен на отказ от требования экстрадиции из Канады. В четырехстраничном заявлении финдиректора Huawei говорится, что ее слова банку в 2013 году не соответствуют действительности.
Через несколько часов после бруклинского заявления судья суда Британской Колумбии, на территории которой находится Ванкувер, снял все ограничения на передвижения Мэн.
«Последние три года моя жизнь была перевернута с ног на голову», — заявила Мэн на ступеньках суда в Ванкувере перед тем, как отправиться в аэропорт.