Нанкин, Китай. Фото: Fang Dongxu / Featurechina / Global Look Press

Нанкин, Китай. Фото: Fang Dongxu / Featurechina / Global Look Press

Ситуация в Китае начала ухудшаться еще до прихода энергетического кризиса. Это и замедление темпов восстановления экономики, и «зачистки» регуляторов, затронувшие едва ли не все сектора второй экономики планеты, и, конечно же, острейший кризис в Evergrande с $300-миллиардными долгами, который угрожает обвалить крупнейший рынок недвижимости на планете. «Всеобщее внимание сейчас приковано к Evergrande и беспрецедентным ограничениям на рынке недвижимости, — говорится в аналитической записке для клиентов Nomura Holding. — Между тем все недооценивают или вообще не обращают внимание на еще одну надвигающуюся бурю».

Ковидные локдауны привели к резкому росту расхода электроэнергии в почти полуторамиллиардном Китае. К тому же председателю КНР Си Цзиньпину необходимо, чтобы во время Зимней Олимпиады в феврале 2022 года над Пекином было голубое небо. Для того чтобы выполнить обещание обнулить углеродные выбросы к 2060 году, Китаю потребуется закрыть 600 электростанций, работающих на угле.

Выполнить обещание по сокращению выбросов парниковых газов будет нелегко по одной «местной» причине. В Пекине всегда очень бережно относились к социальной стабильности. Между тем переход к «чистой» энергетике может спровоцировать проблемы. В Поднебесной в последние годы значительно вырос уровень жизни. Китайцы быстро привыкли к хорошему. Сейчас их труднее убедить спокойно переносить блэкауты, от которых они уже успели отвыкнуть.

Все зло — из Европы?