Военный парад в Пекине. Фото: Cheng Min / Xinhua / Global Look Press

Военный парад в Пекине. Фото: Cheng Min / Xinhua / Global Look Press

Резкое заявление насчет ядерного удара (а просто так подобными словами в КНР не разбрасываются, не сверив предварительно часы с партийным руководством) сделал бывший заместитель генсека ООН по экономическим и социальным вопросам Ша Цзукан. При этом, надо напомнить, американская военная доктрина допускает возможность нанесения первыми ядерного удара по тому же Китаю (как и по России, а также Северной Корее).

Заявление китайского дипломата служит иллюстрацией того раздражения, которое испытывают в Пекине по поводу создания нового военно-политического партнерства в Индо-Тихоокеанском регионе между Австралией, Великобританией и США (AUKUS).

А только что появившийся на свет новый альянс — это, в свою очередь, отражение беспокойства (а также алармизма, вообще свойственного некоторым политикам ради увеличения военных расходов), которого уже давно не скрывают в Вашингтоне по поводу растущей не только экономической, но и военной мощи КНР.

Китай в роли СССР

Без преувеличения во внешнеполитической стратегии США КНР теперь занимает (или вот-вот займет) то место, которое занимал в годы холодной войны Советский Союз. С той лишь разницей, что Америку и Китай связывает огромный взаимный товарооборот объемом почти в $600 млрд (по итогам прошлого года), что лишь еще более осложняет соперничество.