Киевских евреев конвоируют в Бабий Яр. На тротуаре и мостовой — тела участников предыдущих этапов, убитых при малейшем намеке на неповиновение или при попытке к бегству. Сентябрь-октябрь  1941

Киевских евреев конвоируют в Бабий Яр. На тротуаре и мостовой — тела участников предыдущих этапов, убитых при малейшем намеке на неповиновение или при попытке к бегству. Сентябрь-октябрь 1941

Фото: мемориал Яр ва-Шем, Иерусалим

29–30 сентября 1941 года в урочище Бабий Яр под Киевом были расстреляны около 34 000 евреев, в том числе детей (младшему из них было два дня от роду). В октябре 41-го расстрелы продолжились, а всего за время немецкой оккупации (1941–1943) в Яру было убито от 120 до 200 тысяч человек, по большей части евреев. Спастись из расстрельного оврага смогли только 29 человек.

Бабий Яр — место рекордного единовременного убийства евреев, одна из узловых точек Холокоста, настоящий «вход во Ад», пишет известный историк, филолог и постоянный автор Republic Павел Полян в свой новой книге «Овраг смерти — овраг памяти» (выходит в эти дни в киевском Издательском доме Дмитрия Бураго).

Эта книга — двухтомник. Первый том представляет собой антологию поэзии о Бабьем Яре — начиная со стихов, написанных в оккупированном Киеве уже через несколько дней после массового убийства, и вплоть до нашего времени. Второй том — это составительское послесловие к антологии: оно включает биографические очерки о поэтах и материалы о Холокосте. Из этого второго тома и взята глава «Глобус ненависти», которую мы публикуем с любезного разрешения автора и издателя.