
Си Цзиньпин вместе с деревенскими жителями в провинции Шэньси. Фото: Xie Huanchi / Xinhua / Global Look Press
— В Пекине не обидятся на такое определение?
— Понятия не имею. Статья чисто научная, она не направлена на чью-то критику или восхваление, но, может быть, кто-то чрезмерно обидчивый и обидится.
— Для чего нужно и почему важно уяснение типологии нынешнего режима? Не все равно ли нам — правокоммунистический или бюрократический режим в Китае? Оба ведь явно лучше левокоммунистического…
— Научные исследования проводятся не с практической целью, а из любопытства. Мое поколение российских исследователей — последнее, сохраняющее память и понимание того, как работало общество под властью компартии, чем руководствовались лидеры.
В странах, не знающих опыта коммунистической власти, люди, в том числе исследователи, плохо понимают, зачем, например, надо морить население голодом, загнав его в колхозы и отобрав собственность, или сеять кукурузу там, где она не растет.
Всего этого невозможно понять, если не знать, к чему стремились коммунистические лидеры, а это определялось идеологией. Именно поэтому свои лекции по истории КНР я начинаю с марксизма.
Но современные студенты все равно отказываются понимать, как можно было верить в столь странные концепции и строить на них практическую политику.
Из статьи создается впечатление, что Китай возник в 20 веке. Си провозглашает переход от малого процветания к великой гармонии. Это он из Капитала Маркса выхватил по замыслу автора? "...А что именно оно осуществляет и ради чего — это другой вопрос..." и, лень искать, насчет того, что Китай не переживал длительных периодов бюрократического правления это все тоже не про китаеведение.
Нихао Евгений✌️
Удручающая картина. Просто душераздирающее зрелище. Это наш эксперт типа? "При всем моем уважении", как говаривал Тони Сопрано старший.
А что особенного происходит то? Всё циклично и стремится к среднему. Канеман и Талер бОльшие китаисты, чем так называемые наши эксперты. Цикл, начатый при Мао, был вдохновлен Мо Цзы. Не пошло. Дэн Сяопин развернул Поднебесную к янизму с его вэй во, эгоизмом, где личность - цель, а Поднебесная - средство. Но наткнулись на старые грабли. Ибо польза и вред взвешиваются на весах рассуждений. И людишки то не оправдали ожиданий. Вестернезиция добила модерновый янизм и заставила вспомнить старый проверенный метод. Легизм и социальный кредит. Да,да. Его же до нашей эры придумали, ещё в эпоху Сражающихся Царств. А то вводите наших читателей в заблуждение). И ведь это было успешно. Жалко Чжуан Цзы пропускаем, который веселился на похоронах жены.
И каждый видит, что видит. Вот это высказывание Мао о десяти пальцах Сталина, из которые всего лишь три гнилых? И что это не умоляет величия фигуры. Ничего не напоминает? Прям события прошлой недели, только в нашем изложении.
Дмитрий! Сделайте, пжт, цикл китайская политическая философия со Станиславом Рыковым. И спросите читателей, а что они думают.
Потом разберите Киссинджера "О Китае", отдельно конечно просятся Опиумные войны. Хазин тоже в помощь. А вы всё в мыльном пузыре Шульман и Гуриева. Ухаха.
Да, да друзья мои. Первая клинопись на панцирях черепах. Но им Евгений, это не интересно. Публике подавай голодранцев в бочке😁
А Вы напишите нам свое видение сегодняшней ситуации в Китае. Опубликуем! Если будет аргументация и интересно написано. Здесь же всё как-то спуталось...Кто такие Дмитрий, Рыков...?
Рыков Станислав Юрьевич, РГГУ, Философия Востока.
Дмитрий, который Ваш редактор).
С удовольствием сделаем цикл с Рыковым. Остается только с ним связаться и обговорить темы и примерный план. Увы, еще не знаком с ним.
Евгений. Спасибо за Ваш труд. Будем выпускать собственных китаистов из Republuc) Это совершенно фантастический мир, так прекрасно владеть обоими инструментами мышления. Особенно сейчас. Когда драконы готовятся к схватке✌️
P.S. Я ставлю на красного Дракона конечно. Поэтому подкупаю золото. Инфляционный налог будет заплачен всем миром, я думаю😁
Дай бог, чтобы до войны не дошло. Лично я пацифист.
Будем надеяться, что Байден, это второй Никсон. Фигура недооцененная современниками, к сожалению. Союз с Китаем, вывод войск из Вьетнама, отмена Бреттон-Вуда, подписание ОСВ-1. Я думаю, Байден не подведёт. Всё таки это зубр, надо отдать ему должное. Правда Никсон обещал в отдаленном будущем способствовать объединению Китая и Тайваня. Время отдавать долг пришло✌️
P.S. Ну и конечно мы ждём Нуланд. Это будет весьма результативный визит в духе реальной политики.
А вы народ/население Тайваня спросили насчёт "отдачи долга"?
А Вы ссылку на "Беседу..." пришлите, а то по названию не ищется.
Теперь о ведении бизнеса по китайски, о чем часто пишут колумнисты издания. И 36 знаменитых китайских стратегем. Если кто помнит финал трактата, то он великолепен. Преподаю его детям и звучит он приблизительно так. "Если ничего не помогло, то просто бегите". Мои дети в восторге.
Если уж и говорить о примерах ведения бизнеса, то в пример можно привести обожаемого мной Бронислав Брониславовича Виногродского. Это же надо! Трактат Чжуан Цзы в переводе Любовь Дмитриевны Позднеевой стоит меньше 200 рублей. А Бронислав Брониславович предлагает его за 20к, в кожаном переплете, в своем переводе и на бумаге высшего качества. Вот это и есть бизнес по китайски. Обожаю его, он преисполнен мудрости, но не забывает завет Сяопина "Обогащайтесь"😁
Я, правда, не уверен, что можно найти классический труд моего учителя Любови Дмитриевны "Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая: Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы" ценою в 200 рублей. Если подскажите, где, с удовольствием приобрету, а то та. что стоит на моей книжной полке, изрядно поистрепалась. Ну, а Броня - он ведь многодетный папа, помимо всего прочего... Кстати, в Клубе Козлова 17 октября в 15.00 состоится "Концерт перемен" с его и Бендерманом участием. Интеллектуальная "китайская" музыка. Должно быть интересно.
28.04.2021
+2
Без видимых причин. Весна диктатуры
"Эпоха Легизма или как нам устроить жизнь в Поднебесной. Беседа Императора с придворным Философом".
Человек порочен от природы и не может быть по другому. Порочность рождена шестью естественными чувствами. Её надо ограничить строгими законами, чтобы вернуть людей на правильный Путь. Могут ли сверхпорочные люди быть привлечены к управлению государством? Да, Император, могут, потому что развивают это через бурную деятельность, которая делает Империю более богатой. Так отчего же люди в ней бедны? Если человек беден, он не предается порокам, довольствуется малым и остаётся сильным воином. Если подданные богаты, то они слабы духом и вряд ли будут достойно воевать. Нужно чтобы государство было богато, армия могущественна, а люди бедны. Нужно ли расширять знания? Жизнь человека конечна, а знания бесконечны, довольно не разумно с конечным бежать за бесконечным. Знания нужны лишь до того момента как человек увидит Путь, далее следует полагаться только на ритуалы. А на какие ритуалы нам полагаться? Их три Император: мудрость наших предков, любовь к Поднебесной и дзадзен. Всё остальное лишнее.
А есть ли способы ускорить возвращение поданных на Путь? Да, Император, это искусственное благое действие. Система социального рейтинга. Сначала человек будет сопротивляться этой системе, воспринимая ее как чужеродную. Но привыкнув совершать некие ритуалы [благие поступки] сначала под поощряемым принуждением, он затем станет делать их автоматически, поскольку они приносят [благо] в его Сердце и возвращают его на Путь. Но перед этим надо вернуть покой в ум [сердца] людей, уничтожив всяческую смуту среди народа и укрепить границы нашего государства. Мы назовем это Дело "Принуждением к мудрости". Чем же нам руководствоваться в этот период?
" Когда тебе больно и ты уже готов сдаться, потому что понимаешь,что проигрываешь, пойми, что в эту секунду твой противник думает о том же самом. И из вас двоих выиграет тот, кто соберется сдаваться на секунду позднее". Всех благ.
P.S. Дзадзен и высказывание Морихея Уэсибы вставлены не случайно. А из глубокого уважения к Сергею Владиленовичу Кириенко. Он без сомнения практикует и ведёт нас к мирному договору с Японией.
3 момента меня смущают.
1. Когда говорят, что в Китае возможно всё, то единственное этому подкрепление это его эеономический рост последние 40 лет. До этого Китай ничем особо не выделялся среди империй. И судя по последним поступкам товарища Си скоро вернется в своё обычное состояние.
2. Слова, что дескать Си установил личную диктатуру, но экономический рост не замедлился это тоже как-то странно слышать. Исторические процессы не химические и мгновенно не протекают. Кризис скорее всего нагрянет лет через 10-20.
3. Многотысячелетния история Китая. Да сколько уже можно носится с этим тезисом. Китайцы себе нарисовали много тысяч лет, они отсчёт государства ведут чуть ли не с неолита, но это не подтверждается ничем, кроме честного слова китайских историков. Китай проходил те же исторические этапы, что и западные страны и примерно в то же время. Это как утверждать, что Евросоюз возник в Древней Греции.
По поводу того, что "Китай проходил те же исторические этапы, что и западные страны и примерно в то же время", замечу, что в то время, как Конфуций и Лао-Цзы сочиняли свои бессмертные философские эссе, Западная Европа (Грецию оставим за скобками) пребывала в диком или полудиком состоянии, и то же самое можно сказать о Европе Восточной. Древнейшие китайские письменные источники - и с ними при желании можно ознакомиться в музеях - датируются 13 в. до н. э. https://ru.wikipedia.org/wiki/Доисторический_Китай#Понятие_«доисторический_Китай»
а почему это мы грецию оставим за скобками ? Те источники, 13 века принадлежат одному небольшому региону Китая. Это вполне себе аналог Греции. Даже скорее микенской цивилизации, которая существовала правда на тысячу лет раньше. Очень интересно, то есть вы берете регион Инсю и натягиваете его на весь Китай, а потом говорите, а Грецию мы в расчет брать не будем. Не очень научно как-то.
"Несмотря на отсутствие письменных источников о периоде до 1300 г. до н. э. (и скудность источников в течение последующего тысячелетия), китайские историки активно интересовались и писали об этих временах. В конце периода Чжоу и во времена династии Хань исторические работы были кодифицированы: так возникли исторические труды о древнейшей истории Китая, где содержались описания исторических событий (не всегда реальных) и описания их предполагаемых причин. " - из википедии
Ну или как утверждать, что Римское право возникло в Риме.
а где оно возникло?
"Западные общества, которые долго на самом Западе считались венцом общественного развития, сами впали в затяжной кризис, и их политические системы все больше напоминают не традиционную либеральную демократию, а какой-то новый, еще невиданный тип тоталитаризма с запретами на многие взгляды, профессии и целые научные направления."
Вы о чем? Тоталитаризм в ЕС? Можно пример пожалуйста?
На КДПВ, я понимаю, цзиньпинь учит крестьян кукурузу правильно сажать.
да, объясняет кукурузе, как правильно расти. Бронзовеет Винни-Пух. Скоро начнёт писать толстые книжки, для заучивания детишками в школах
"Он считает, что они только улучшат состояние экономики и оздоровят общество, погрязшее в материализме и бездуховности."
Как идейный коммунист может осуждать кого-то за материализм и бездуховность? Разве не к этому следовало бы стремиться достойному члену партии? Что там у них в Китае, черт возьми, происходит?
Да, интересно. Но такое ощущение, что мы лишь в самом начале пути к пониманию происходящего в Китае. Очень много белых пятен. Грандиозный эксперимент. Впрочем, коммунисты такое любят.
Бюрократическая система, о которой говорит Лукин, - это чистое конфуцианство.
Конфуций (Кун-Фу-Цзы), как известно, жил примерно в середине первого тысячелетия до
нашей эры одновременно с Буддой. Тогда, вероятно, это было очень прогрессивно: вырезать
всех феодалов, а вместо них назначать служивых чиновников. Общество тогда было
повсеместно исключительно аграрное с редким вкраплением ремесленничества. Сегодня
Китай промышленная держава, а опыты г-на Си мне напоминают конспирологию Маркса
и Ленина о том, как должно быть устроено общество и государство. Заметим, что и Маркс, и Ленин - юристы по образованию, в экономике не смыслили ровно ничего. Для тех, кто не в
курсе, марксовый "Капитал" - это его конспект того, что было всем известно(у него такой же
есть и по математике). Куда привели конспирологические бредни Маркса и Ленина, мы
хорошо знаем. Как сказал бы Ильич г-ну Си: "Верной дорогой идете, товарищи!".
Можно ещё добавить, что Ульянов был некудышным юристом и все тяжбы проигрывал
Не могу свидетельствовать - в его процессах не участвовал. А показания так называемых участников, как правило - липа и пропаганда. Факт в том, что
Ульянов - юрист, который юриспруденцией не занимался. Хотя в его время
до 1917г. правосудие существовало точно, о чем свидетельствует оправдание судом Веры Засулич, стрелявшей в питерского губернатора Трепова.
всё гораздо проще.
Как всегда бывает, появился лидер, который очень хочет править вечно и иметь безграничную власть.
и никаких других задач теперь у руководства китая нет и не будет, пока он не помрет.
все остальные задачи - производные от этой, доминирующей и поглощающей всё внимание
Это, кстати, даёт надежду, что в итоге всё развалится
Китаеведы, в целом, представляют собой интересный объект для наблюдения.
Все они интеллектуалы в большей степени, чем специалисты по условному Западу, которые либо дискредитированы как класс своей пропагандистской ангажированностью, либо вообще исчезли из публичного поля.
Впрочем, специалистом по условному Западу может нынче считаться любой, у кого есть много свободного времени и телевизор, а значит ценность такой специализации стремится к нулю.
Тем не менее, даже такая низкая база не отменяет качество публицистики почти всех китаеведов. Уважение вызывает не только их способность к китайской грамоте, но и глубокое знание страны и народа, которым они готовы поделиться с читателями.
Интересны статьи Е.Верлина (история),
В.Малявина (народный характер),
С.Манукова (экономика),
С.Бовта (общество),
Е.Головастова (внешняя политика),
К.Батанова (бизнес-традиции), А.Гольца, как военного эксперта.
У некоторых из них иногда можно уловить некоторую тенденциозность, когда справедливое признание достижений Китая готово превратиться в благоговейный трепет - и это нормально, ведь без вовлеченности в предмет трудно рассказать о нем интересно.
Вот и в этой статье собеседник Верлина с энтузиазмом топчется у заветной грани, за которой - и Неведомый Третий Путь, в который когда-нибудь приведут Китай уничтоженные им воробьи, и Мудрее-Самого-Дэна Товарищ Си, который вскоре превзойдет и самого Мао.
А назвать все это старой доброй империей как-то скучно и не поворачивается язык.
"Впрочем, специалистом по условному Западу может нынче считаться любой, у кого есть много свободного времени и телевизор, а значит ценность такой специализации стремится к нулю." - скорее так, специалистом по общественным наукам у нас может считаться уже любой, кто сумел купить подписку на репаблик.
"Куда идем мы с Пятачком - большой-большой секрет" (С)
Тсс! А то они и Пятачка запретят.
Если я правильно понимаю, в Китае, функционировавшем по лекалам Дэн Сяопина, в некотором смысле существовали законные механизмы смены власти. Это были внутрипартийные механизмы, но тем не менее, они существовали и власть аккуратно передавалась из рук в руки каждые 10 лет. Получался своеобразный гибрид - диктатура, но с периодически сменяемой верхушкой. Это создавало условия для какой-никакой внутрипартийной конкуренции, а изменчивость и конкуренция - необходимые условия если не развития, то как минимум приспособляемости к изменяющимся условиям существования. Конечно, этот принцип был сформулирован в отношении биологических видов, но мне кажется, он справедлив и в отношении общества.
Теперь всё это, похоже, отменяется - конкуренция, изменчивость, приспособляемость, развитие и так далее, и заменяется на ручное управление одним человеком (или, возможно, сплочённой командой единомышленников). Все предыдущие подобные эксперименты заканчивались печально :|
Китай до Си был страной, устроенный по западным политическим меркам. В чем это выражалось? Смотрите, за исключением Франции (следствие их перманентных революционных настроений) , где президента выбирают на прямых выборах, все остальные страны построены на том, что лидера выбирают элиты. Не народ, а элиты. Нет никакой прямой демократии. Не важно, какие электоральные процедуры необходимо проходить и как это называется. Бориса Джонсона, Ангелу Меркель и Джастина Трюдо не выбирал народ - народ голосовал за партию, а уже партию решала. Про США с их системой вообще бесполезно говорить - именно поэтому все президенты там принадлежат к элите, и мы не вспомним не одного президента «от сохи». Не может в штатах слесарь стать президентом.
В этом плане Китай до недавнего времени был копией - есть элиты, которые выбирают следующего лидера, через 8 лет мы его меняем. Но и в случае запада, и в случае Китая работала одна и таже схема, просто со своими культурными нюансами. Приход Си и отказ от этого принципа превратил Китай в классическую автократию.
В парламентских демократиях власть президента или премьер-министра либо номинальна, либо сильно ограничена в сторону парламента. Поэтому вы неправы относительно того, что в Европе решает элита.
Что касается президента-слесаря, то в демократиях за него люди не станут голосовать, так как скорее всего слесарь не имеет политического/экономического/юридического опыта и не сможет ничем управлять.
Отсутствие прямых выборов президента, главы правительства, центробанка, кого угодно, не означает отсутствие демократии. Пока лидер выбирается теми, кого свободно выбирают граждане, пока выбранные гражданами люди отвечают за свои поступки и проступки перед законом и обществом, и пока власть не сконцентрирована в руках одного человека или узкой группы людей - в той терминологии, которой я пользуюсь, это называется демократия. Ничего подобного в материковом Китае не было, нет и, похоже, в обозримом будущем не предвидится.
Речь была про механизмы выборов лидера. Вы мне пишете про наличие прав и демократию. Это немного разные вещи.
Очень интересно. Спасибо!
Из данной статьи, правда, неясно, чем будущее бюрократическое государство Китай отличается от советской модели времен ее расцвета. Но, возможно, ответ надо искать в самой статье Александра Лукина.
"чем будущее бюрократическое государство Китай отличается от советской модели времен ее расцвета?"
Отличаться будет тем, что жить там будут китайцы... Короче, увидим...
Хорошо но очень коротко
Попросим Александра и/или его коллег развернуть что-нибудь пошире в следующий раз.
Да, пожалуйста!
Спасибо, очень интересно