На днях в Брянске задержали женщину, которая хотела за взятку выправить у следователя фиктивные документы об уголовном преследовании ее мужа — будто бы он совершил преступление против основ конституционного строя. С этими документами семья собиралась просить политического убежища в США. Дама передала сотруднику СК 30 тысяч рублей, после чего ее задержали, и теперь ей грозит до восьми лет лишения свободы или штраф до 900 тысяч рублей.
Печальный анекдот, но показательный. Было время, россияне писали обращения к Бараку Обаме с просьбами помочь с газификацией района или ремонтом детской больницы. Теперь, возможно, более вероятной россияне начнут считать политическую эмиграцию. Ну а представление о том, что вопрос можно решить с помощью взятки в СК, не выглядит фантастическим, правда же? Индекс восприятия коррупции не обманешь.
Возможно, дама из Брянска слегка опередила свое время. Не дождалась, например, вступления в силу приказа директора ФСБ, утверждающего перечень несекретных сведений, за передачу которых иностранцам российский гражданин может быть признан иноагентом. И даже не за передачу, а за сбор сведений «в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан, лиц без гражданства». И не может быть признан, а сам должен пойти и попросить признать его иноагентом. А если не знал, что собирал, или что собирал «в интересах», и не зарегистрировался иноагентом — пожалуйте в тюрьму на срок до пяти лет (или штраф, или исправительные работы — будем справедливы).
Тут бы даме из Брянска и взятку давать не пришлось, столько возможностей бесплатно подвергнуться политическому преследованию.
Несекретные секреты
Перечень предусмотрен «законом об иноагентах», проект перечня появился в июле и тогда уже вызвал, мягко говоря, удивление. В итоговом варианте мало что изменилось.
В перечне 60 пунктов, например, такие:
- сведения об оценке и прогнозах развития военно-политической и стратегической (оперативной) обстановки;
- сведения о дислокации, наименованиях, оргструктуре, вооружении и численности армии, Росгвардии, полиции, ФСБ, СВР, военных следственных органов СК, прокуратуры, воинских подразделений противопожарной службы (и др.);
- сведения о материально-техническом и финансовом обеспечении войск, воинских формирований и органов;
- сведения о подготовке, заключении, содержании, выполнении, прекращении или приостановлении международных договоров и соглашений, за исключением случаев, предусмотренных обязательствами РФ в связи с участием в таких договорах;
- сведения о закупках товаров, работ, услуг для нужд войск, воинских формирований и органов, в том числе сведения о единственных поставщиках товаров, работ, услуг;
- сведения о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках;
- сведения об оценках производителем качества образцов российского вооружения, военной и специальной техники, их боевых возможностей, за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе;
- сведения о проблемах, в том числе финансово-экономических, сдерживающих развитие Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в одной или нескольких областях деятельности, за исключением сведений, относящихся к созданию космической техники научного и социально-экономического назначения.