Фото: Demian Stringer/ZUMAPRESS.com

Все началось в середине сентября, когда французский министр обороны Флоренс Парли вдруг предостерегла власти Мали от заключения сделки с российской охранной компанией «ЧВК Вагнера». Вскоре с такими же заявлениями выступил МИД Франции. Сказать, что ситуация в этой африканской стране нестабильна, значит существенно ее приукрасить. В Мали идет бесконечная война центрального правительства с сепаратистскими группировками, связанными с террористическими «Аль Каидой» и «Исламским государством» (обе запрещены в России. — прим. ред.). При этом главная роль в этой войне еще недавно принадлежала пятитысячному французскому воинскому контингенту. В рамках операции под названием «Бархан» французы время от времени сообщали об уничтожении того или иного главаря террористов, что ожидаемо не приводило к перелому в военных действиях. При этом малийские военные дважды в течение последнего года совершали госпереворот. Что, похоже, надоело Парижу, который заявил о скором переформатировании операции «Бархан» в сторону резкого уменьшения количества своих войск.

ЧВК — то ли есть, то ли нет

В ответ премьер-министр Мали Шогель Кокалла Маига заявил: «Нас в определенной степени бросили в беде. Это заставляет нас исследовать пути и средства для лучшего обеспечения нашей безопасности самостоятельно или с другими партнерами, чтобы заполнить пустоту». При этом были сделаны довольно прозрачные намеки, что пустоту заполнят как раз российские наемники. В СМИ африканских стран даже появились сообщения, что в Мали уже прибыли более 1200 российских боевиков.

Факт привлечения российских «специалистов» к борьбе с террористами неожиданно признал министр иностранных дел России Сергей Лавров: «Они [власти Мали] обратились к частной военной компании из России в связи с тем, что, как я понимаю, Франция хочет существенно сократить свой воинский контингент». При этом глава внешнеполитического ведомства напирал на то, что сотрудничество Мали и российской ЧВК осуществляется на сугубо законной основе. И вдруг (тут, очевидно, должна звучать барабанная дробь) официальный представитель Главного штаба вооруженных сил Франции полковник Паскаль Яни фактически дезавуировал не только Лаврова, но и глав французских военного и внешнеполитического ведомств. «Мы не обнаружили признаков присутствия "Вагнера" в Мали», — заявил он. Мало того, Яни отметил, что «не знает, заключали власти Мали соглашение с "Вагнером" или нет».

Вся эта история, которая еще не окончилась, подтверждает поистине мистическую сущность так называемых «частных военных компаний» в России. Они, очевидно, существуют. Их участие в боевых действиях почти что в десятке иностранных государств подтверждается многочисленными источниками, включая сообщения вполне авторитетных СМИ. Их наличие подтверждается также заявлениями не только министра Лаврова, но и главы государства Владимира Путина. Так, в 2019-м, отвечая на вопрос о наличии бойцов ЧВК в Сирии, президент заявил: «Что касается частных охранных компаний, под эгидой которых действуют люди, о которых вы упомянули, они там действительно присутствуют. Это не государство российское. И они не являются участниками боевых действий, к сожалению или к счастью». Годом позже приблизительно в том же духе Путин рассуждал о наличии российских наемников в Ливии.

Однако, с другой стороны, в течение нескольких лет государственная Дума раз за разом отказывается принимать закон, который легализовал бы частные военные компании. И эти отказы автоматически превращают бойцов ЧВК в наемников или, что еще хуже, в членов незаконных вооруженных формирований. И, если допустить, разумеется, сугубо теоретически, равенство в России всех перед законом, то сотрудники частных военных компаний обязательно должны были бы быть задержаны немедленно по возвращении в Россию. Что, кстати, произошло в 2013-м с руководителями ЧВК «Славянский корпус», которые после возвращения из Сирии были задержаны и впоследствии осуждены. Очевидно, тогда они не договорились с теми, кто санкционирует подобную деятельность. Однако вскоре отношение властей к ЧВК решительно поменялось. Спустя всего четыре года были опубликованы фотографии главы государства с руководителями ЧВК «Вагнер» (получившей название по позывному своего командира Дмитрия Уткина), которые были удостоены высших госнаград.