Телеведущая CNBC Хедли Гэмбл и Владимир Путин на пленарном заседании международного форума "Российская энергетическая неделя" (РЭН) в ЦВЗ "Манеж". Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Телеведущая CNBC Хедли Гэмбл и Владимир Путин на пленарном заседании международного форума "Российская энергетическая неделя" (РЭН) в ЦВЗ "Манеж". Фото: Михаил Метцель/ТАСС

У россиян опять счастливые деньки — национальный лидер много говорит. Встретился со свежеизбранными депутатами (избранников в Кремль с Охотного ряда везли на автобусах; там, конечно, примерно километр по прямой, но даже и на таких дистанциях угрозы встреч с электоратом лучше избегать, и уж вовсе нелепо ожидать, что президент сам сможет добраться до Думы). Выступил на пленарном заседании Российской энергетической недели. А после заседания дал интервью журналистке Хедли Гэмбл с вражеского телеканала CNBC.

А впереди еще — речь на Евразийском женском форуме, в общем, концентрация мудрости в прозрачном воздухе осени превысит все допустимые значения.

Главный враг по версии Путина

Депутатам Путин рассказал, кто у России главный враг. Главный враг у России — бедность. «Главный наш враг, угроза для стабильного развития, для демографического будущего — это низкие доходы граждан, миллионов наших людей». Но бояться нечего, все нужные распоряжения уже отданы, нужно только немного подождать — и доходы россиян скакнут до небес.

В ходе пленарки Энергетической недели говорил много, в основном, про нефть, газ и новые источники энергии, но о политике, конечно, тоже высказался. Если кратко — демократия жива, оппозиция процветает, независимая пресса — так и вовсе жирует на деньги «Газпрома», и у каждого второго в кармане — иностранный паспорт: «Если вы посмотрите на уличные протесты, то вы поймете, что далеко не все в тюрьме. Люди работают, те, которые не нарушают соответствующих законов». Далеко не все в тюрьме, убитых — единицы, жаловаться не за что. Отдельно поговорил о Навальном. Фамилии опять произнести не смог, но почему-то — чтобы особое уважение подчеркнуть, что ли? — именовал во множественном числе: «упомянутые фигуранты». «Упомянутые фигуранты» в тюрьме «не за политическую деятельность, а за уголовные преступления». К тому же, прежде им «не раз прощали нарушения закона».

С пытливой американкой беседовал недолго, но обстоятельно. В общем, о том же. Нефть, газ, ОПЕК, саудиты. «Гражданин, о котором вы сказали» — это еще одна замена для фамилии «Навальный». О будущем, возможном преемнике и планах на очередные выборы — не без кокетства: «До следующих выборов еще достаточно много времени. Разговоры на эту тему дестабилизируют ситуацию. Ситуация должна быть спокойной, стабильной, чтобы все органы власти, все государственные структуры работали уверенно, спокойно смотрели в будущее. Да, Конституция позволяет мне это сделать, баллотироваться на следующий срок, но никаких решений на этот счет пока не принято».

И еще раз про главного врага: «Для нас самая главная проблема и самая главная задача, которую мы должны решить, — это подъем доходов граждан страны. Это наша главная, основная задача, и мы не собираемся решать ее простыми линейными методами. Для этого мы должны обеспечить рост темпов развития экономики и изменение её качества. Это долгосрочная задача».

Главный враг по версии Патрушева

Пока президент кокетничал с американской журналисткой, его верный соратник, главный идеолог путинской России, секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев выступал на другом — может быть, даже более важном — форуме, на открытии XVII Совещания руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств-участников СНГ.