Судьба человечества не может быть отдана на откуп горстке стран-победителей во Второй мировой войне, заявил на днях президент Турции Реджеп Эрдоган, выступая перед парламентом Анголы; мир меняется, сказал он, и немыслимо, чтобы при таких радикальных преобразованиях архитектура глобальной безопасности оставалась прежней.
Эрдоган уже давно троллит международное сообщество своим тезисом «мир больше, чем пять стран». Он говорил об этом, например, на сессии Генассамблеи ООН в 2014 году, в год 100-летия начала Первой мировой войны, тогда же напомнив, что последствия той войны приводят к страданиям многих народов и век спустя — а ООН ничего не делает, чтобы это исправить. Не так давно турецкий президент выпустил книгу под названием-лозунгом «Более справедливый мир возможен», в которой критикует двойные стандарты современной глобальной политики и в очередной раз предлагает расширить Совбез ООН до 20 постоянных членов.
Вечный Совбез для России
В России практически до сих пор Эрдогана еще можно было, прищурившись, представлять как своего рода «естественного союзника» по антизападной риторике. Но сейчас делать это становится сложнее. Слова о «горстке стран-победителей» неприятны для всех стран-членов Совбеза ООН, но в особенности личным и болезненным выпадом они стали для Москвы, где от них, конечно, у политиков полезли глаза на лоб: «Вот так расшатывать систему мировой безопасности — дело очень опасное, — сказал первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. — Совбез в его нынешнем формате прекрасно отвечает тем задачам, которые были возложены на него с самого начала». «Устав отражает коллективную волю всех членов международного сообщества, и пятерка несет особую ответственность за положение дел в мире, прежде всего за избежание глобальных конфликтов», — заявил глава МИД Сергей Лавров.
Такой пренебрежительный отзыв о победе во Второй мировой войне Кремлю стерпеть трудно — что угодно, только не это. В России принижать ее значение вообще запрещено законом, потому что на этом основаны все международные амбиции Кремля — благодаря той победе СССР нынешняя Россия все еще цепляется за членство в суперэлитном клубе и право на участие в мировом дирижировании. Именно этот тезис и защищают российские власти, но теперь на него покушается Эрдоган. Мир не сводится к одной победе, как бы говорит он, — как минимум, не для всех.