Марк Цукерберг на слушаниях в Сенате, 2018 год. Фото: Ting Shen / ZUMA / Global Look Press

Марк Цукерберг на слушаниях в Сенате, 2018 год. Фото: Ting Shen / ZUMA / Global Look Press

Корпорация Facebook переживает непростой период — с тех пор как в СМИ утек архив внутренних документов компании, редкий день обходится без очередного разоблачения. Десятки тысяч страниц корпоративных документов — письма, рассылки, доски объявлений для сотрудников и так далее — предала огласке бывший сотрудник отдела гражданской этики соцсети Фрэнсис Хауген. Они содержат много неприятных для Facebook фактов, проливая свет на непрозрачный процесс принятия решений в компании.

Например, администрация Facebook, как следует из документов, была в курсе, что соцсеть используется для торговли людьми в странах третьего мира, и не обеспечивала должного уровня борьбы с этим; заключала сделки с правительствами авторитарных стран — примером здесь стал Вьетнам, где Facebook начал цензурировать антиправительственные сообщения; вопреки собственным правилам позволяла отдельным политикам быть радикальными в высказываниях; и это далеко не полный список претензий.

Все страны, как оказалось, были поделены Facebook на четыре уровня модерирования контента, связанного с выборами: в первый попали США, Индия и Бразилия, где соцсеть сама следила за активностью, сообщая властям о проблемах; во второй — Израиль, Германия, Индонезия и Иран; в третий — еще 22 страны; и, наконец, в четвертый — остальной мир, там платформа начинала проверку сообщений о нарушениях только после сигнала модератора.

Попадание на высший уровень приоритета не помогло Индии — в стране, где находится одно из крупнейших сообществ пользователей в 340 млн человек, модерация совершенно не справляется с hate speech и пропагандой насилия. Как показал эксперимент, созданный с нуля аккаунт только благодаря алгоритмам Facebook за считанные дни оказался заполнен «националистическим содержанием, дезинформацией, насилием и кровопролитием». В Индии с ее этническим и религиозным многообразием это попросту опасно, и неудивительно, что поведение соцсети там называют «бесцеремонным» и «халатным». IT-гигант, как следует из утечек, тратит 87% бюджета на борьбу с дезинформацией в Северной Америке, при том что 90% пользователей живут не там.

Одно из самых резких обвинений в адрес платформы связано с детьми — руководство компании слишком старалось привлечь подростков в Instagram (соцсеть принадлежит Facebook), не обращая внимания на то, что у многих подростков, согласно внутренним исследованиям, фиксировалось ухудшение психологического состояния, депрессия и тревожность из-за несоответствия стандартам красоты. Facebook выступил с опровержением, но почти сразу объявил о приостановке проекта Instagram Kids, предназначенного для детей младше 13 лет.

Естественно, немалая часть разоблачений связана с выборами и распространением политической дезинформации. Здесь эксперименты также показали, как быстро алгоритмы соцсети заполняют ленты пользователей теориями заговора и фейковыми новостями. Команда Facebook не смогла остановить рост популярности консервативных и антидемократических сообществ, утверждают критики — а может, не особенно старалась.