«Пока запрещенная в РФ террористическая организация "Талибан"* с комфортом проживала в Президент-отеле в Москве, Роскомнадзор обнаружил на сайте Republic**, что мы в одном тексте забыли сделать упоминание о том, что "Талибан"* террористическая организация. Будет протокол и штраф», — написал 22 октября в Twitter главред Republic** Дмитрий Колезев. И уточнил: «Мы действительно забыли — звездочку поставили, а сноску в конце не написали».
Расставляем звездочки
Двойные стандарты, о которых кричит эта фраза, поражают, но уже не удивляют. В самом деле, невозможно бесконечно удивляться тому, что давно стало нормой и пронизывает всю внутреннюю и внешнюю политику государства Российская Федерация. Мы в этом живем.
Надо сказать, делегация запрещенной в РФ террористической организации «Талибан»* проживала в «Президент-отеле» в центре Москвы не из любви к роскоши, а из-за участия в международных переговорах, которые инициировала и организовала Россия.
Как же так? Ведь президент Путин переговоры с террористами никогда не ведет! «Россия не ведет переговоров с террористами, она их уничтожает, подчеркнул В.Путин, отметив, что главный принцип международного сообщества — это безусловный отказ от какого‑либо диалога с террористами, так как эти контакты только поощряют их к совершению новых, еще более тяжких преступлений», — это цитата с официального сайта президента Российской Федерации В. В. Путина, датируемая 2004 годом.
Нет ли тут какой-то ошибки? Может быть, «Талибан»* уже не террористическая организация и разрешена на территории России? Нет. На сайте Национального антитеррористического комитета, возглавляемого директором ФСБ Бортниковым, по-прежнему висит решение Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года, в котором «Движение Талибан»* признано террористической организацией и его деятельность запрещена на территории Российской Федерации. Правда, на проходившем 21 октября 2021 года в Сочи Валдайском форуме Владимир Путин, отвечая на вопрос ведущего заключительной пленарной сессии Федора Лукьянова «Талибы*… у нас долго будут террористической организацией, такой, что всем надо писать сносочку?», — сказал, что Россия практически готова исключить «Талибан»* (движение, запрещенное в РФ) из списка террористических организаций, но ждет решения ООН.
Приведем ответ президента целиком:
«В.Путин: Дело ведь не в нас, не в России. Как Вы видите, мы сотрудничаем с представителями «Талибана»* и приглашаем их в Москву и в контакте находимся с ними в самом Афганистане. Дело в том, что эти решения приняты на уровне Организации Объединенных Наций. И мы все ожидаем от тех людей, от «Талибана»*, который контролирует сейчас, безусловно, ситуацию в Афганистане, что ситуация будет развиваться в позитивном ключе. В зависимости от этого мы солидарно и будем принимать решение об исключении их из этого террористического списка, из списка террористических организаций. Мне кажется, что мы к этому подходим. И позиция России будет заключаться в том, чтобы двигаться именно в этом направлении. Но все-таки эти решения должны быть приняты таким же образом и способом, которым они принимались раньше, когда мы это движение включали в список террористических организаций».
Кстати, как быть, нужно ли на сайте Republic** вставлять «сносочку» в цитату, скопированную с официального сайта Путина, ведь там никаких «звездочек» и «сносочек» возле слова «Талибан»* нет? Снова эта проклятая неопределенность и двойные стандарты! Но мы на всякий случай вставим, нам не трудно.
Между тем, в 2003 году Верховный суд Российской Федерации признал движение «Талибан»* террористической организацией и запретил его на территории России ровно за то, за что сейчас, в 2021 году, его планируется реабилитировать. Удивлены? Тогда попробуем размотать этот клубок противоречий.
Первые ученики
Впрочем, движение «Талибан»* само по себе весьма противоречиво. Проповедуя крайне архаичные правила жизни и являясь яростным противником всего нового, особенно в области образования, это движение довольно молодо, а название его переводится как «студенты» или «ученики».
Зародилось движение «Талибан»* в 80-х годах XX века в среде студентов медресе — религиозных школ, созданных в Пакистане в лагерях беженцев для молодых афганцев. В основе идеологии движения лежит горючая смесь из суннитского ислама и пуштунвали — неписаного кодекса чести пуштунов (самого крупного этноса Афганистана), направленного на сохранение родоплеменных обычаев, сложившихся в доисламскую эпоху этого народа. Отличительной чертой этих пуштунских обычаев является дискриминирующее отношение к женщине: ее роль ограничивается ведением домашнего хозяйства и деторождением, она не имеет права голоса и полностью подчиняется отцу или мужу, не наследует имущества и должна хранить свою репутацию, дабы не навредить репутации мужчины — главы семейства. «В силу этого мужчины стараются скрыть от посторонних глаз всю домашнюю жизнь. Неприлично интересоваться здоровьем женщин, которые не состоят в близком родстве с задающим такой вопрос. Жестоко карается супружеская неверность. Если мужу удалось доказать измену, то это чаще всего заканчивается смертью жены, причем муж за ее убийство не несет никакой ответственности», — так описывает семейные отношения и роль женщины у пуштунов узбекский ученый Рустам Махмудов.