
Иногда окна Востока бывают распахнуты
© Lee Jae-Won / Reuters
Поднебесная — традиционная утопия Китая. С превращением Китая в экономическую сверхдержаву и ростом его глобальных амбиций идеал Поднебесного мира предсказуемо вышел на передний план его политической стратегии. Речь идет именно о мире как среде и условии с-мирения и при-мирения всех. Вот формула этого мира: совпадение единого и единичного в со-бытийственности всех событий.
Способ реализации идеала Поднебесной был обозначен еще в наставлении даосского патриарха Лао-цзы: «Смотреть на Поднебесную исходя из Поднебесной». Ясно, что созерцающий таким образом, ничего не увидит: мир в его целостности останется слепым пятном всякого видения. Единственным способом указать на его присутствие является игра самого бытия: взаимное замещение видимого и невидимого, внутреннего и внешнего, близкого и далекого, столь ярко представленное в китайском искусстве — от живописи и скульптуры до театра и резьбы по дереву. Реальность здесь предстает дымкой, туманом, маревом необозримого пространства, мраком настоящего, в которой выявляются, как моменты внезапного прозрения, бесчисленные грани-отблески вселенской совместности.
Помнится, у Ондатра из сказок Туве Янссон была книга под названием "О тщете всего сущего". С ней он и ушел "от мира" в пещеру, чтобы, возможно, наблюдать там в тиши "игру бытия: взаимное замещение видимого и невидимого, внутреннего и внешнего ..." ... И ни фига этого ему не удалось сделать, потому как настиг его в пещере некий, как сказали бы немцы, "экзистенциальный страх" (Existenzangst), его собственный "арзамасский ужас", смысл которого даже Туве Янссон не смогла нам объяснить :-)!
.
Также вспомнились по прочтении статьи и, конечно, вне всякой связи с Восточной Азией, строчки М. Цветаевой о Германии:
"Полкарты прикарманила,
АСТРАЛЬНАЯ ДУША!
Встарь - сказками туманила,
Днесь - танками пошла."
Ну вот и созрели новые "мы наш мы новый мир построим" - типа нам посрать что вы там себе думаете, мы так видим, бросайте все и давайте бежать с нами. Пусть сначала со своим фашизмом разберутся внутри у себя. Китайцы сами немножко нацисты даже, так что никакой инклюзивностью там и не пахнет. Пока что они живут за счет экспансии в третий мир и разгона потреблядства. Ну и копирования _всего_ с Запада - на фетиши благополучия которого молятся все их бизнесмены, достаточно беглого взгляда на их чайные комнаты с выставленными напоказ вином и сигарами. Ни конфуцианство ни чи-пи-чи, ни какие другие лаоцзы ни разу драйвером роста не являются а тем более инклюзивности. Достаточно одной Праги-68 или Венгрии-56, и мир перестанет интересоваться экзотичностью усилителей вкуса и поймет что нихрена нового китайцы не придумали, а просто едут на перераспределении уровня жизни из запада в восток.
настораживает идентичность термина: упомянутая здесь «недвойственность » в культуре стран Восточной Азии и Адвайта (буквально: недвойственность), то есть отсутсвие разграничения мира и Бога, в индийской философии. Видимо ничего общего, ведь в первом случае видимо идёт речь о символических структурах вроде Инь и Янь…
какой кошмар
Интерес к Китаю диктуется огромными производственными мощностями, возникшими на его территории за последние 40 лет. Этот феномен конечно имеет много причин, из которых многочисленность китайского населения - причина важная, но не главная. Китай был многочисленным всегда, но только с научно-техническим прорывом последних десятилетий глобальная экономика смогла освоить и превратить в преимущество эту многочисленность. Политическая структура материкового Китая (тоталитаризм) сыграла здесь свою роль подавив профсоюзное движение, неизбежно возникшее бы в процессе индустриализации, которое замедлило бы экономический рост с одной стороны, но и приведшее к более демократической форме сегодняшней политической структуры . Внутренних предпосылок к стремительной индустриализации в Китае не было и быть не могло
В культурном смысле Китай являлся и является культурной провинцией, активно впитывающая мировую культуру. В рамках мировых культурных трендов, конечно, люди из Китая сыграют свою ( и большую) роль в развитии мировой культуры. Главная причина тормозящая культурное развитие на территории Китая - малое (относительное) разнообразие. США, самая большая страна развитого мира, в 5 раз меньше Китая по численности населения и наверное в 50 раз больше по разнообразию населения. Когда мэром Пекина будет индусо-китаец , а мэром Шанхая афро-китаец, тогда огромная и мозаичная культура с территории Китая будет иметь мировое значение.