Лидеры «Союза освобождения»: И. И. Петрункевич, В. И. Вернадский и Д. И. Шаховской

Лидеры «Союза освобождения»: И. И. Петрункевич, В. И. Вернадский и Д. И. Шаховской

Первая мысль, возникшая у меня при чтении книги историка Кирилла Соловьева «Союз освобождения: либеральная оппозиция в России начала ХХ века» (Новое литературное обозрение, 2021), была довольно странной: как интересно было бы пройти с экскурсией в Москве и Петербурге по местам важнейших политических событий прошлого! Ведь автор тщательно выписывает не только историю формирования «Союза освобождения», но и его географию, точно называя адреса ведущих политических деятелей, дома и квартиры, в которых они жили, собирали соратников на совещания и диспуты, проводили съезды.

В Петербурге, где я живу, историю России ощущаешь каким-то шестым или даже седьмым чувством. Например, когда поздним мартовским вечером идешь из моего Европейского университета к Невскому мимо Летнего сада, где в скромном дворце жил Петр, мимо мощного Михайловского замка, где, кажется, еще бродит дух убитого Павла, мимо особняка военного министра, где Дмитрий Милютин работал над реформой армии, и мимо памятника Пушкину, который вот уже много лет глядит через площадь на Дворянское собрание так, будто хочет сойти с пьедестала и хлопнуть там рюмку водки, которая согреет его холодной весенней ночью.

Вся эта история встречается нам на протяжении двадцати минут при прогулке неспешным шагом. Но это ведь то, что все мы хорошо знаем. А сколько еще по пути домов, где творилась незримая история! Точнее, незримая лишь до тех пор, пока историки нам не расскажут, как, например, встреча нескольких интеллектуалов в скромной квартире (где сейчас живет какой-нибудь новый русский, «поднявшийся» на торговле водкой) положила начало политической партии, сыгравшей огромную роль в революционные годы.

«Союз освобождения» — это, по сути, и есть история (или, точнее, предыстория) Конституционно-демократической партии — партии кадетов. Книга посвящена не тому, что кадеты делали в годы своего расцвета, а тому, как эта политическая сила формировалась из аморфной массы русских интеллектуалов, желавших преобразовать Россию.

Думается, что перед нами — очень удачная книга с неудачным, к сожалению, названием. Кирилл Соловьев просто и доходчиво рассказывает о важных и малоизвестных событиях нашей истории, но почему же он «скрыл» от потенциального читателя то, что речь пойдет о формировании ключевой политической партии?