Фото: Kremlin.ru
Какую роль на российском рынке водки сыграл Аркадий Ротенберг, связана ли водка «Путинка» лично с Путиным и как старый знакомый президента построил алкогольную империю, став неуязвимым даже для ФСБ? Очередным гостем Republic Talk стал журналист Денис Пузырев, автор книги «Новейшая история России в 14 бутылках водки» и редактор телеграм-канала «Пьяный мастер». Разговор состоялся в прямом эфире на ютубе, а это — отредактированная стенограмма для подписчиков Republic.
«Аркадий Ротенберг всегда отрицал свою причастность к алкогольному рынку»
— Если коротко пересказать твою книгу: что случилось с водочным рынком России за последние 30 лет?
— Примерно то же самое, что случилось с Россией в описании Карамзина: мы перешли от периода феодальной раздробленности к просвещенному абсолютизму. Если раньше это был суперкриминальный бизнес, в котором орудовало много разных групп, то теперь все соответствует происходящему в стране в целом. В России один центр власти — и на водочном рынке тоже один центр индустрии.
— Это что?
— Это та вертикаль, которая строилась во времена Владимира Путина и связана с одним из его ближайших друзей — с Аркадием Ротенбергом. Сейчас это может прозвучать несколько странно: мы все знаем Ротенберга как крупного бизнесмена, который строит Крымский мост, зарабатывает огромные деньги на подрядах Газпрома и так далее. Но в 2000 году он был бизнесменом на порядок мельче. Про то, чем Аркадий Ротенберг занимался в Петербурге в 1990-е, сведений немного, но алкогольный бизнес среди прочего был. Это был понятный рынок, который обеспечивал большой поток кэша, не всегда учтенного. А когда Путин пришел к власти и появилась возможность каким-то образом подняться благодаря связям, первым делом Аркадию Романовичу пришло в голову подмять под себя этот интересный и понятный ему рынок. Была создана компания «Росспиртпром», где руководителями всегда были люди из его окружения. Потом было создано Росалкогольрегулирование, в котором на главных ролях тоже были люди Ротенберга. И на каком-то этапе были созданы различные коммерческие предприятия, пользовавшиеся преференциями, предположительно, благодаря связям своего бенефициара в российской политике. Все это создало мощный экономический эффект. Собственно, об этом я подробно рассказываю во второй части книги.
— То есть можно сказать, что в настоящий момент главный бенефициар российского водочного рынка — это Ротенберг?
— Аркадий Ротенберг всегда отрицал свою причастность к алкогольному рынку, отрицательно отвечал на прямые вопросы об этом в своих интервью. Говорил, что нет у него никаких активов, а то, что совет директоров московского завода «Кристалл» полностью состоит из его людей, — это совпадение. Позвали, мол, опытных менеджеров.
Главный ли он бенефициар?.. Последняя глава моей книги посвящена Игорю Чуяну, который руководил Росалкогольрегулированием с момента создания. Потом в России на него завели уголовное дело, он уехал и вот был задержан больше месяца назад в Черногории. При помощи Чуяна, который совершенно точно был связан с Ротенбергом, были созданы компании, в частности «Статус-групп», ставшая крупнейшим игроком рынка. Речь идет о миллиардах рублей. Как дела обстоят сейчас, после краха Чуяна и его бегства? Бизнес продолжился, схемы меняются, но присутствие этих групп сохраняется. Насколько вовлечен Аркадий Романович, точно не знаю, но думаю, что вовлечен.
Фото предоставлено Денисом Пузыревым
— В книге звучит интересная мысль, что не только Ротенберг, но и вообще многие уважаемые, известные сегодня люди вышли из алкогольного бизнеса 90-х или начала нулевых, но сегодня предпочитают не афишировать этот факт. Потому что бизнес не очень респектабельный, противоречит государственному тренду на здоровье нации, и признаться, что ты свое состояние нажил на торговле водкой, как-то зазорно. Кто еще из известных, статусных фигур вышел из алкогольного рынка?
— В разное время свои подходы к этому рынку делали многие бизнесмены. Например, «Альфа-групп», которую мы сегодня знаем как владельцев «Альфа-банка» и X5 Retail Group, в свое время занимались импортом алкоголя и участвовали в захвате «Смирновской» водки, они также принимали участие в поглощении «Русским Стандартом» крупной группы «Русский алкоголь». В свое время в алкогольную тему пытался заходить Борис Березовский, но он вообще интересовался всем, что шевелилось. Миллиардер Юрий Шефлер, владелец водки «Столичная», ныне живущий за пределами России, был близок к Березовскому — неслучайно он выступает одним из спикеров в книге «Время Березовского» Петра Авена.
Вообще, бизнесмены из верхней части списка российского Forbes в алкогольном бизнесе не участвовали, потому что они получили на залоговых аукционах крупные предприятия, там были серьезные деньги, и связываться с криминальным алкогольным бизнесом многим просто не хотелось. Но в моей книге есть глава про завод «Кристалл», за который шла многолетняя борьба, там многократно менялась власть. Один из претендентов, который с боем занимал завод, ради руководства водочным предприятием тогда ушел с поста вице-президента «Роснефти». Сейчас, конечно, трудно представить себе, чтобы человек с поста вице-президента нефтяной компании добровольно ушел руководить водочным заводом. А тогда это было нормально: с нефтью все было не настолько очевидно, а водка — это постоянный кэш, что тогда очень ценилось.