
Кадр из фильма Сергея Лозницы "Господин Ландсбергис". Фото предоставлено пресс-службой IDFA
Международный фестиваль документального кино в Амстердаме (IDFA) по праву считается самым престижным смотром документалистики в мире и определяет тенденции на весь следующий год в этой быстроразвивающейся индустрии. Организаторы рапортуют о большом интересе публики и заполненных залах — в этот раз до Амстердама смогли добраться больше двух тысяч зарубежных участников. Для фестиваля времен пандемии это уже прорыв: в прошлом году гостей было от силы несколько десятков человек, а показы проходили при пустых залах. Так что на фестивальных просмотрах могло показаться, что все как в добрые старые времена «до-факинг-ковида» (голландцы любят употреблять это выражение в последнее время).
Пандемия все-таки внесла коррективы в фестивальное расписание. Уже во время IDFA в Нидерландах были введены новые санитарные ограничения, из-за которых все сегодняшние и завтрашние показы пришлось перенести онлайн. Так что до 28 ноября включительно часть программы можно посмотреть на сайте фестиваля. Будем надеяться, что самые интересные в скором времени выйдут в прокат по всему миру — и все желающие смогут ими насладиться в комфорте местных кинотеатров с куар-кодами или дома, используя стриминговые платформы. Вот несколько фильмов из программы IDFA, на которые стоит обратить внимание.
Досадно, что автор на самом деле не смотрел "Подставь тело солнцу". Во-первых, название звучит именно так -- и эта фраза звучит по-русски в фильме, во-вторых, отец героини совершенно не исчез в немецком плену -- половина фильма посвящена его сотрудничеству с союзниками, высылке в СССР и его письмам матери героини уже из ГУЛАГа. А в-четвертых, если бы автор смотрел фильм, то он видел бы героиню -- она родилась не до войны и выросла, по ее рассказам, в Эстонии, а в фильме фигурируют фото ее отца из 70-х... Вообще, лучше бы заказывать тексты добросовестным авторам, а не тем, кто пишет свои тексты по аннотациям с сайта фестиваля.
Посмотрел «Господина Бахманна» на прошлой неделе на фестивале в Таллине. Очень хорош, конечно, написан и снят великолепно. Длительность его кажется хитростью: за три часа кому угодно начнёшь сопереживать. Интересно, как у Дитера с жизнью после выхода этого фильма, не осаждают ли его родители :)
И где это всё можно увидеть?
До сегодняшнего дня можно было в кинотеатрах Амстердама увидеть, теперь надо отслеживать, что-то должно выйти в прокат в России!