Фото: Александр Вейнербергер / Wikipedia
Ежегодно в четвертую субботу ноября на Украине отмечается скорбная памятная дата — День памяти жертв голодоморов. В этом году этот день пришелся на 27 ноября. Если изначально, в 1998 году, это был День памяти жертв Голодомора, то со временем в это событие также были включены массовый голод 1921–1923 годов, которому в этом году 100 лет, и массовый голод 1946–1947 годов, которому 75 лет. Но, конечно, отправным историческим событием является голод 1932–1933 годов. В День памяти жертв голодоморов проводится акция «Зажги свечу памяти». Каждый украинец и не только может зажечь свечу на окне после минуты памяти. Правда, среди украинских, российских и западных историков и публицистов до сих пор нет единой оценки тех событий, и во многом виной текущая международная политика. Все-таки где правда и факты, а где миф и искажения? В этом в интервью Republic помогал разбираться украинский историк, доктор исторических наук, профессор Университета Марии Кюри-Склодовской (Люблин) Георгий Касьянов.
«Трагедии прошлого неплохо монетизируются, особенно когда есть госзаказ»
— Как вы относитесь к Дню памяти жертв голодоморов в сложившейся трактовке?
— Я отношусь к этому Дню как к свершившемуся факту. Он существует независимо от моего отношения к нему. Эта памятная дата вполне укладывается в понятие «изобретенная традиция». Подобным занимается не только Украина, но и множество других государств. Некие представители украинского политического класса когда-то решили, что голод 1932–1933 годов будет частью учредительного исторического мифа. Поэтому рассуждения о его необходимости не имеют полезного смысла.
— 13 января 2010 года Апелляционный суд города Киева признал руководителей советского государства виновными в геноциде на Украине в 1932–1933 годах. Суд подтвердил выводы следователей СБУ об организации на территории УССР геноцида украинской национальной группы. Насколько это решение согласуется с историей как наукой?
— С историей как наукой это решение соотносится только в одном смысле. Историк, изучающий памятование Голодомора, будет учитывать решение этого суда как исторический факт и анализировать обстоятельства, мотивы, последствия. Этот суд был политическим символическим актом. Ранее Ющенко поручил СБУ провести расследование тех событий. Это было сделано, десятки следователей работали в тех областях Украины, где был голод. Следователи совершили «выдающееся» открытие, обнаружив, что ответственными за организацию Голодомора является Сталин, Молотов, Каганович и так далее. К тому времени этот факт можно было прочитать в любом учебнике истории. Суд по материалам расследования принял решение, нужное власти. Так что это был чисто политический проект.
За четыре года до этого Верховная Рада приняла закон, согласно которому голод 1932–1933 годов объявлялся геноцидом, и граждан Украины обязали воспринимать это событие исключительно как геноцид — закон есть закон. В первоначальном проекте закона предполагалась административная ответственность за отрицание Голодомора как геноцида. Но в результате политической сделки эта формулировка была изъята. Потом было 14 попыток криминализировать отрицание Голодомора как геноцида. Все они провалились, но намерение ввести уголовную ответственность за неправильную, по мнению власти, интерпретацию событий прошлого впечатляет. Так что к науке и упомянутое судебное решение, и закон имеют отношение лишь в одном смысле: они являются объектами изучения.
— Вокруг голода на Украине 1932–1933 годов сложились две полярные позиции. Первая: это был геноцид советской власти по отношению к украинцам, что, собственно, и зафиксировал упомянутый суд. Вторая позиция — да, это был результат классовой политики Москвы, который совпал с неурожаями, но касался он не только украинцев, но и жителей Поволжья, Урала и Западной Сибири. Вы как объясняете голод 1932–1933 годов?