Александр Лукашенко. Фото: kremlin.ru

Александр Лукашенко. Фото: kremlin.ru

Пик напряжения на границах Белоруссии с Польшей и Литвой, кажется, позади. Отдельные группы мигрантов еще могут пытаться попасть на территорию ЕС через плохо охраняемые участки белорусской границы, но многие уже согласились вернуться домой или найти приют во временных лагерях, предложенных белорусскими властями. Не исключено, что в будущем Минск и Москва попробуют повторить атаку границы беженцами, но первое действие состоялось и можно подводить его итоги.

У европейских политиков и чиновников нет сомнений в том, что вся эта история была специально придумана и подготовлена, а все расхождения во мнениях сводятся только к степени российского участия. Есть целый ряд признаков, подтверждающих искусственную организацию кризиса. Во-первых, десятки тысяч потенциальных мигрантов получили в соцсетях, от заслуживавших их доверия источников, подробные инструкции, как им воспользоваться белорусским маршрутом. Перемещение беженцев из неблагополучных стран в Европу давно уже стало видом криминального бизнеса, в котором заняты тысячи людей, и появление нового массового направления не могло произойти без координации усилий организаторов трафика мигрантов на Ближнем Востоке и неких белорусских (или российских, или и тех, и других) силовиков. Во-вторых, потребовалось быстро уговорить авиакомпании организовать дополнительные рейсы в страну, которая прежде не пользовалась большим спросом. В-третьих, белорусские консульства стали почему-то в массовом и упрощенном порядке выдавать визы стесненным в средствах гражданам Ирака или Сирии, очень мало похожим на туристов. В-четвертых, по прибытии в Минск или Гродно беженцы организованно сопровождались на границу. Эти и другие подробности позволяют предположить, что у произошедшего был, похоже, неформальный штаб, способный принимать административные и логистические решения на высоком государственном уровне.

Есть несколько гипотез относительно целей, которые преследовал Лукашенко. Создавая очаг напряжения на границах ЕС, он мог надеяться обрести если не статус легитимного президента, в котором ЕС ему отказал после скандальных выборов и протестов 2020 года, то хотя бы незаменимого переговорщика, и при удачном стечении обстоятельств переговоры по разрешению самодельного кризиса можно было бы, наверное, попытаться расширить до обсуждения отмены санкций. При допущении более сложных и стратегических замыслов (и здесь уже угадывается российское влияние) возникают варианты с провоцированием раскола в рядах ЕС, особенно с учетом напряженности в отношениях между Брюсселем и Варшавой. Наконец, существуют и более замысловатые версии, в которых миграционный кризис служит всего лишь прикрытием для усиления военного присутствия России в Белоруссии, или для подготовки возможного вторжения в Украину с севера, или для иных коварств.

Любопытно посмотреть, что из этого получилось.