Сергей Шойгу и Владимир Путин / kremlin.ru

Минувшая неделя не снизила уровень напряженности вокруг действий российских военных. «Ситуация на Украине вызывает по-прежнему серьезную тревогу», — заявила на днях официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. «Нагнетается обстановка в зоне конфликта», — подчеркнула она. Разумеется, речь в данном случае идет исключительно об ответственности Киева. Москва — например, устами Константина Гаврилова, руководителя делегации РФ на состоявшихся на неделе переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями — на голубом глазу продолжает утверждать, что «ни одного доказательства концентрации российских войск на украинской границе нет».

«Госдеп накачивает этими фальшивками, этой ложью и своих союзников, и руководителей средств массовой информации, и руководителей политологических центров США с тем, чтобы они эту ложь множили, множили и множили. И они вокруг этого раздули довольно большой пузырь», — вторил Гаврилову директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин в эфире телеканала «Россия-1».

Между тем для наблюдателей, умеющих читать между строк, не прошло незамеченным интервью, которое на наделе газете «Аргументы и факты» дал секретарь Совбеза Николай Патрушев. В нем один из влиятельных путинских ястребов позволил себе следующий пассаж:

«Фактически установив свой протекторат на Украине, Запад разрушил экономику этой страны, довел общество до бесправия, а отдельные слои населения до нищеты. В любой момент на Украине может полыхнуть так, что миллионы украинцев побегут искать приют в других местах».

Что же это за момент?

Николай Патрушев / kremlin.ru

Руководитель Главного управления разведки Минобороны Украины Кирилл Буданов в интервью изданию Military Times уточнил, что российское вторжение, по его оценкам, может произойти в конце января — в первых числах февраля. Начнется оно, вероятно, с артиллерийских и авиационных ударов, а также высадки морского десанта в районе Одессы и Мариуполя. Небольшими силами возможно, по мнению генерала, и наступление с территории Белоруссии.

Россия перебрасывает войска в Крым в рамках масштабного наращивания военной мощи на границе с Украиной, отмечает Bloomberg со ссылкой на данные исследовательской фирмы Janes. Conflict Intelligence Team, группа российских независимых блогеров, по открытым источникам, в основном соцсетям, выясняющие обстоятельства вооруженных конфликтов, приводит все новые свидетельства скопления российских войск у украинской границы — полагая, что численность военной группировки может оказаться даже более высокой, чем в ходе апрельского кризиса, (тогда те же аналитики оценивали концентрацию российских военных как рекордную с 2015 года). Благодаря военному эксперту Павлу Фельгенгауэру, поговорившему с Bloomberg, международная общественность на неделе узнала русское слово Rasputitsa — объясняя нерешительность Минобороны РФ, комментатор указывает на свойственную сезону непроходимость грунтовых дорог.

«[Поступи приказ сейчас] танкам и другим военным транспортным средствам пришлось бы двигаться по чернозему, что технически невозможно. Как только ударят морозы, они смогут отправиться в каком угодно направлении».

И все же несмотря на массив угрожающих заявлений, разведданных, аналитических выкладок и обычных спекуляций, позиция человека, от которого зависит, насколько горячей окажется предстоящая зима, до конца непонятна (собственно, так было и прошлой весной). В недавнем комментарии для Washington Post новый министр обороны Украины Алексей Резников признал отсутствие ясности в ключевом вопросе о том, принял ли Владимир Путин решение о нападении: «Мы точно не знаем, что задумал господин Путин, но эти перемещения [российских войск и техники], безусловно, привлекают наше внимание». Уточним — всеобщее внимание. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госпозиция. «Дипломатов наших выгоняют»