Эта надпись на заборе содержит название экстремистской организации, деятельность которой запрещена на территории РФ

Эта надпись на заборе содержит название экстремистской организации, деятельность которой запрещена на территории РФ

Фото: Photobank MD / flickr.com (Public Domain)

В августе 2020 года Верховный суд РФ признал экстремистской организацией так называемое «движение АУЕ» («арестантский уклад един» или «арестантское уркаганское единство») и запретил его деятельность на территории России. Уже в сентябре того же года был вынесен первый приговор «за организацию ячейки» запрещенного движения. Тем не менее, многие юристы, социологи и правозащитники до сих пор сомневаются в реальном существовании «движения АУЕ».

Новая, пока существующая только в рукописи книга антрополога Дмитрия Громова «АУЕ: криминализация молодежи и моральная паника» — самое подробное на сегодняшний день исследование загадочного феномена, внезапно возникшего в медийном пространстве в середине 2010-х годов.

В книге описано, как формируется общественный резонанс вокруг гипотетического «движения АУЕ» и насколько информационные процессы, связанные с этой темой, отражают реальные проблемы криминализации молодежи. Свой анализ автор строит на концепции «моральной паники» (moral panic) — это понятие разработал британский социолог Стэнли Коэн, автор книги «Народные дьяволы и моральные паники» (1972).

Развитие моральной паники, пишет Громов, в общих чертах сводится к следующим этапам:

1) некая социальная группа, социальное явление или индивиды определяются как «народные дьяволы», несущие угрозу социальным нормам и безопасности общества; формируется образ этой угрозы, как правило, сводящийся к простым и понятным символам;

2) к осмыслению данной угрозы подключаются «моральные предприниматели» — институции, социальные группы и индивиды, заинтересованные в поддержании и защите социальных норм;

3) формируется общественное беспокойство, значительно завышающее степень реальной угрозы;

4) действия «моральных предпринимателей» и обеспокоенного общества часто приводят к социальным изменениям.

С любезного разрешения автора публикуем с некоторыми сокращениями главу «Кто руководит «движением АУЕ»: конспирологические теории», в которой отлично показан механизм «назначения» «народных дьяволов» в соответствии с политической конъюнктурой.

Дмитрий Громов — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра по изучению межэтнических отношений Института этнологии и антропологии РАН