Ворота дома во Владикавказе. Одна из надписей содержит название экстремистской организации, деятельность которой запрещена на территории РФ (фото 2021 г.)

Ворота дома во Владикавказе. Одна из надписей содержит название экстремистской организации, деятельность которой запрещена на территории РФ (фото 2021 г.)

Фото: Rartat / Wikimedia Commons

В августе 2020 года Верховный суд РФ признал экстремистской организацией так называемое «движение АУЕ» («арестантский уклад един» или «арестантское уркаганское единство») и запретил его деятельность на территории России. Уже в сентябре того же года был вынесен первый приговор «за организацию ячейки» запрещенного движения. Тем не менее, многие юристы, социологи и правозащитники до сих пор сомневаются в реальном существовании «движения АУЕ».

Новая, пока существующая только в рукописи книга антрополога Дмитрия Громова «АУЕ: криминализация молодежи и моральная паника» — самое подробное на сегодняшний день исследование загадочного феномена, внезапно возникшего в медийном пространстве в середине 2010-х годов.

В книге описано, как формируется общественный резонанс вокруг гипотетического «движения АУЕ» и насколько информационные процессы, связанные с этой темой, отражают реальные проблемы криминализации молодежи. Свой анализ автор строит на концепции «моральной паники» (moral panic) — это понятие разработал британский социолог Стэнли Коэн, автор книги «Народные дьяволы и моральные паники» (1972).

Развитие моральной паники, пишет Громов, в общих чертах сводится к следующим этапам:

1) некая социальная группа, социальное явление или индивиды определяются как «народные дьяволы», несущие угрозу социальным нормам и безопасности общества; формируется образ этой угрозы, как правило, сводящийся к простым и понятным символам;

2) к осмыслению данной угрозы подключаются «моральные предприниматели» — институции, социальные группы и индивиды, заинтересованные в поддержании и защите социальных норм;

3) формируется общественное беспокойство, значительно завышающее степень реальной угрозы;

4) действия «моральных предпринимателей» и обеспокоенного общества часто приводят к социальным изменениям.

С любезного разрешения автора публикуем с некоторыми сокращениями главу «Кто руководит «движением АУЕ»: конспирологические теории», в которой отлично показан механизм «назначения» «народных дьяволов» в соответствии с политической конъюнктурой.

Дмитрий Громов — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра по изучению межэтнических отношений Института этнологии и антропологии РАН