Издательство книжного магазина «Циолковский»

Издательство «Циолковский» готовит к выпуску первый русский перевод культовой книги этноботаника Уэйда Дэвиса «Змей и радуга». Она была написана в 1980-х и по горячим следам экранизирована мастером ужасов Уэсом Крейвеном, но до сих пор вызывает жаркие споры: еще бы — это же нон-фикшн о зомби! Точнее, о культуре вуду, в которую автор погрузился во время научной работы на Гаити. Вопросы вызывают как факты, описанные Дэвисом, так и сам стиль его письма, в котором ученые записки смешались с приключениями в духе Индианы Джонса. Как бы то ни было, перед нами текст, уникальный во всех отношениях — от жанра до фактуры. И только читатель может решить, в каких пропорциях тут смешаны шокирующая правда и феерический вымысел, антропологическое исследование последствий рабства и авантюрный роман. Чему верить, чему ужасаться и чем восхищаться. Для публикации мы выбрали фрагмент из главы «Смерть в стиле вуду», где дается вполне рациональная попытка объяснения феномена зомби — с точки зрения медицины и психологии.

На Гаити существуют, без преувеличения, десятки способов навести порчу. Вероятно, отсюда и общее название, данное антропологами этому явлению — смерть в стиле вуду.

Ее реальность не подлежит сомнению в виду многочисленных свидетельств, заверенных компетентными экспертами. Конечно же, ни один ученый не признает причинную связь между гибелью жертвы и жестом колдуна с костью в руке! Механизм проклятья приводит в действие воображение того, кто верит в его силу. Остается только выяснить устройство этого механизма. Было предложено три вероятных объяснения.

Первыми, кто начал серьезно рассматривать это явление с научной точки зрения, были не антропологи, а полевые врачи времен Второй мировой. Посреди отчаяния и ужаса на Западном фронте солдаты умирали от шока, которому обычно предшествует резкое падение давления, вызванное потерей крови. Но эти люди не были ранены. Ознакомившись позднее с описанием смерти в стиле вуду, медики заметили связь двух этих явлений. Жертва колдуна и фронтовик переживали паническую атаку, или симпатоадреналиновый криз, говоря языком науки. Иными словами, смертельный страх способен вызвать в организме изменения, ведущие к фатальному исходу в буквальном смысле слова.

Многие антропологи, мало знакомые со сложными функциями нервной системы, рассматривали умерщвление по подобной методе как процесс чисто психологический, где главная роль отведена внушению. Если вера исцеляет, настаивали они, то страх убивает. Психологи ссылались на общеизвестный факт — состояние больного и даже умирающего в немалой степени зависит от его настроения. Не являясь прямым источником заболевания, депрессия заметно ослабляет наш иммунитет, делает человека более беззащитным и уязвимым для внешних напастей. Одиночество не числится в списке неизлечимых болезней, но сколько людей, овдовев, умирает в течении года! Воля человека капитулирует перед неизбежным. Умерщвляемый попадает в порочный круг знакомых предрассудков и грядущего ужаса, подвергая свой организм злокачественным изменениям. Он обречен, и все вокруг об этом знают. Не только знают, но и ждут, прикидывая шансы на спасение и личность заказчика. Внутри и вокруг жертвы царят тревога, отчаяние и страх. Затем происходит нечто странное. Жертва одной ногой уже там. Друзья и близкие расходятся заранее, почуяв запах тления.