Эрик С. Андерсон. Фото: Frank May / Global Look Press

Эрик С. Андерсон. Фото: Frank May / Global Look Press

Когда Илон Маск, Джефф Безос и Ричард Брэнсон еще и не помышляли о космическом туризме, американец Эрик Андерсон на нем зарабатывал. Его фирма Space Adventures отправила в космос первого туриста Денниса Тито. Для этого Андерсону пришлось приобрести весьма удививший его опыт — как общаться с российскими бюрократами.

На прошлой неделе, после 12 лет вынужденного простоя, Space Adventures вернулась в игру. При ее посредничестве японский миллиардер Юсаку Маэдзава улетел на Международную космическую станцию вместе с помощником и российским космонавтом Александром Мисуркиным. Рассказываем, как Андерсону удалось первым выйти на этот рынок, почему он на время пропал с радаров и что помогло ему вернуться в бизнес сейчас.

Гражданские летали на орбиту задолго до Денниса Тито. Но называть их космическими туристами было бы неверно. В США они отправлялись в качестве «специалистов по полезной нагрузке»: проводили опыты, сами становились подопытными или же участвовали в пиар-мероприятиях. Летели за чужой счет: порой платило государство, порой научно-исследовательские институты, порой коммерческие фирмы. Например, в 1983 году в космос поднялся немецкий ученый Ульф Мербольд, который никогда не тренировался на пилота.

А в 1985-м в состав экипажа «Шаттла» вошел сенатор Эдвин Гарн, бывший летчик-истребитель. В космос он попросился сам, а американские бюрократы были только рады. Еще бы: Гарн руководил подкомитетом сената, который занимался финансированием НАСА. Тем самым, который задавал неудобные вопрос — не слишком ли много у Америки уходит на звездную гонку? И вот теперь Гарн сам должен был ощутить всю прелесть космоса.

Правда, с Гарном вышел конфуз. Все семь дней полета он страдал от синдрома космической адаптации (SAS), аналога морской болезни. Проще говоря, его так сильно мутило, что космонавты с тех пор измеряют состояние человека в невесомости в «гарнах». Например, 0,1 гарна — астронавт почти не замечает потери веса, а максимальный 1 гарн — он полностью выбыл из строя.

Эдвин Гарн. Фото: NASA

Советские космические корабли тоже брали на борт пассажиров. Сначала зарубежных космонавтов — летчиков ВВС. В 1981 году на орбиту впервые отправились не пилоты: инженеры монгол Жугдэрдэмидийн Гуррагча и румын Думитру Дорин Прунариу (в двух разных экипажах).

В 1990 году состоялся первый полет, оплаченный коммерческой компанией. На станции «Мир» побывал японский журналист Тоёхиру Акияма. По разным оценкам, его полет обошелся в $28–37 млн. Платил работодатель Акиямы — медиакомпания Tokyo Broadcasting System (TBS). А в 1991 году на «Мире» побывала британка Хелен Шармен, химик-технолог с шоколадной фабрики. Она выиграла конкурс, организованный специально созданным некоммерческим фондом Antequera LTD. После чего на сцене появились Эрик Андерсон и Деннис Тито.

Облом так облом